Инновационные изменения в социально-экономической сфере затрагивают все ее области, одной из которых является трудовая деятельность. Необходимость преобразований связана с появлением новых профессий, исчезновением старых, процессом трансформации компетенций. На рынке труда все более востребованными становятся высококвалифицированные специалисты не только по традиционным, но и по принципиально новым профессиям, не имеющим отечественных аналогов. Это обусловливает необходимость подготовки специалистов иной формации, способных быстро и адекватно реагировать на изменения в производственном процессе, обеспечивая формирование новых современных компетенций.
Подготовка рабочих кадров высокой квалификации, от которых в решающей мере зависит конкурентоспособность высокотехнологичных производств, отстает от происходящих изменений в сфере организации и оплаты труда. Это несоответствие проявляется как в отсутствии необходимого количества квалифицированных рабочих и специалистов, владеющих современными теоретическими знаниями и навыками эффективной практической работы, так и в неэффективности применяемых систем вознаграждения.
Формирование Национальной системы квалификаций, осуществляемое в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, рядом указов Президента РФ и федеральных законов, рассматривается прежде всего как инструмент управления рынком труда. При этом положительные результаты могут быть достигнуты только при комплексном подходе к решению этой проблемы. Условием позитивных изменений является усиление гибкости и быстроты реагирования системы вознаграждения на вызовы рынка труда.
Профессиональные стандарты являются одним из инструментов управления, входящих в Национальную систему квалификаций. Потребность во введении профессиональных стандартов обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащихся в Единых квалификационных справочниках, в настоящее время уже не соответствуют ситуации на рынке труда.