По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1, 331.5, 37.03 A20, I25, J24 DOI:10.33920/VNE-03-2108-06

Трансформация профессиональных компетенций современного специалиста: формирование и развитие soft skills навыков

Архипова Светлана Михайловна канд. экон. наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва

Статья посвящена изучению вопросов, связанных с изменением образовательной траектории современного специалиста, обусловленным необходимостью формирования новых профессиональных и личностных компетенций. Автором изучены и представлены новые гибкие и профессиональные навыки, которые стали востребованными в условиях технологической революции и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI в. Автор актуализировал важность формирования и развития soft skills руководителя в предпринимательской и управленческой деятельности.

Литература:

1. Национальная программа «Цифровая экономика 2024» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/ (дата обращения: 08.01.2021).

2. Городнова Н. В., Самарская Н. А. Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9, № 3. — С. 721–734. doi: 10.18334/vinec.9.3.40917.

3. Курбатов А. В. Демократическое, государственно-общественное управление развитием системы непрерывного образования — необходимое условие обеспечения устойчивости развития постиндустриального информационного общества // Становление ценностно-смысловой системы образования: сб. статей. — М., 2019. — С. 117–120.

4. Маличенко И. П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 1585–1600. doi: 10.18334/vinec.9.4.41478.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/ (дата обращения: 07.06.2021).

6. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять. — СПб.: Питер, 2017.

7. Коро Н., Шиманская В. Описание модели эмоционального интеллекта EQ и интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP© [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.marketologi.ru/upload/information_system_79/4/1/8/item_4188/ information_items_property_11581.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

8. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).

9. Курс на фиджитал: как найти баланс между онлайн и офлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/417039-kurs-na-fidzhital-kak-nayti-balans-mezhdu-onlayn-i-oflayn (дата обращения: 19.01.2021).

10. Soft skills: что это такое и почему от этого зависит ваш успех в карьере? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (https://u-realist.ru/soft-skills-chto-eto-takoe-i-pochemu-otetogo-zavisit-vash-uspex-v-karere/ дата обращения: 19.01.2021).

1. Natsionalnaia programma «Tsifrovaia ekonomika 2024» [National program «Digital Economy 2024»] (Electronic resource) Access mode: https://digital.ac.gov.ru/ (date of access: 01/08/2021). (In Russ.)

2. Gorodnova N. V., Samarskaia N. A. Povyshenie kachestva zhizni grazhdan Rossii v protsesse realizatsii innovatsionnykh proektov [Improving the quality of life of Russian citizens in the process of implementing innovative projects] // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki [Issues of innovative economics]. — 2019. — Volume 9. — No. 3. — P. 721–734. — doi: 10.18334 / vinec.9.3.40917. (In Russ.)

3. Kurbatov A. V. Demokraticheskoe, gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie razvitiem sistemy nepreryvnogo obrazovaniia — neobkhodimoe uslovie obespecheniia ustoichivosti razvitiia postindustrial'nogo informatsionnogo obshchestva [Democratic, state-public management of the development of the continuous education system is a necessary condition for ensuring the sustainability of the development of the post-industrial information society] // V sbornike: Stanovlenie tsennostno-smyslovoi sistemy obrazovaniia. Sbornik statei [In the collection: Formation of the value-semantic system of education. Digest of articles]. Moscow, 2019. P. 117–120. (In Russ.)

4. Malichenko I. P. Problemy vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala v vysshei shkole i puti ikh resheniia [Problems of reproduction of human capital in higher education and ways to solve them] // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki [Issues of innovative economics]. — 2019. — Volume 9. — No. 4. — P. 1585–1600. — doi: 10.18334 / vinec.9.4.41478. (In Russ.)

5. Goleman D. Emotsionalnyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit bolshe, chem IQ [Emotional intelligence. Why can it matter more than IQ]. Access mode: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/ (date of access: 07.06.2021). (In Russ.)

6. Karuzo D., Selovei P. Emotsionalnyi intellekt rukovoditelia. Kak razvivat i primeniat [Emotional intelligence of the leader. How to develop and apply it]. Publisher: Peter, 2017. (In Russ.)

7. Koro N., Shimanskaia V. Opisanie modeli Emotsionalnogo intellekta EQ i intellektualno-emotsionalnogo profilia lichnosti IEPP© [Description of the model of Emotional intelligence EQ and intellectual-emotional profile of personality IEPP©] (Electronic resource) Access mode: https:// www.marketologi.ru/upload/information_system_79/4/1/8/item_4188/information_items_ property_11581.pdf (date of access: 05.06.2021). (In Russ.)

8. Atlas novykh professii [Atlas of new professions]. (Electronic resource) Access mode: http://atlas100.ru/ (date of access: 30.06.2021). (In Russ.)

9. Ofitsialnyi sait Forbes. Kurs na fidzhital: kak naiti balans mezhdu on-lain i of-lain [Official website of Forbes. Fijital course: how to find a balance between online and offline]. (Electronic resource) Access mode: https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/417039-kurs-na-fidzhital-kak-nayti-balans-mezhdu-onlayn-i-oflayn (date of access: 19.01.2021). (In Russ.)

10. Soft skills: chto eto takoe i pochemu ot etogo zavisit vash uspekh v kariere? [Soft skills: what is it and why does your career success depend on it?] (Electronic resource) Access mode: (https://u-realist.ru/soft-skills-chto-eto-takoe-i-pochemu-ot-etogo-zavisit-vash-uspex-v-karere/ (date of access: 19.01.2021). (In Russ.)

Построение профессиональной траектории развития информационного человека связано, прежде всего, с трансформацией знаний и навыков, необходимых сегодня человеку, живущему в эпоху цифровых технологий. Чтобы понять, каким образом выстраивать образовательную траекторию, необходимо определить, какими профессиональными и личностными компетенциями должен обладать современный руководитель для решения своих профессиональных задач и обеспечения высокого качества управления своей организации. В связи с этим возникает необходимость исследования современных трендов информационного общества и разработки с их учетом предложений по формированию и развитию профессиональных компетенций и soft skills навыков современного руководителя и предпринимателя.

Изменения, произошедшие за последние 5 лет, выдвигают совершенно новые требования к профессиональным навыкам современного специалиста, предпринимателя и управленца. Так, на первое место выходят soft skills навыки, к которым можно отнести эмоциональный интеллект, креативное мышление, нестандартный подход к принятию управленческих решений, целеполагание, планирование, тайм-менеджмент.

Изучением и выявлением трендов развития современного общества занимались многие ученые и практики.

Безусловно, ключевым двигателем развития информационного общества стало внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, включая профессиональную и бытовую. О том, как влияют инновационные технологии на повышение качества жизни граждан, пишут в своем исследовании авторы Городнова Н. В., Самарская Н. А. [2, c. 721–725].

Изменение образа жизни современного человека обуславливает необходимость изменения в системе профессионального образования, которая должна отвечать современным запросам общества, а также инновационным, технологическим и цифровым достижениям. О том, как отреагировала система образования на вызовы современного общества, пишет в своем исследовании «Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения» автор Маличенко И. П. [4, с. 1586–1589].

Для Цитирования:
Архипова Светлана Михайловна, Трансформация профессиональных компетенций современного специалиста: формирование и развитие soft skills навыков. Лизинг. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: