Устаревание знаний вследствие быстрых технологических изменений и потребность регулярно обновлять знания ставит перед образовательными организациями вопрос о поддержании актуальности и постоянном обновлении учебных программ и курсов, соответствующих требованиям среды [3,4,6]. С развитием технологий также от самих преподавателей любой квалификации все больше требуется умение пользоваться различными технологическими средствами и способность привить этот навык обучающимся. Таким образом, ключевым вызовом для современного образования становится построение адаптивной образовательной системы, отвечающей на изменения среды, и создание условий для реализации индивидуальных (персонализированных) траекторий обучения [1,2].
Освоение цифровых технологий потребителями активно влияет и на более консервативные отрасли, такие как образование, здравоохранение, финансовая и др. [5,7]. За год удвоилось количество людей, пользующихся для получения образования и повышения квалификации массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) на российских и зарубежных платформах.
Тема развития виртуальной реальности стала одной из самых популярных в мире технологий. Инвестиции в индустрию VR и AR за последние два года составили $3,5 млрд [4]. На потребительский рынок вышло значительное количество устройств виртуальной и смешанной реальности, таких как Microsoft HoloLens — автономное устройство, не требующее подключения к компьютеру через кабель, которое обеспечивает реалистичное изображение пространства. Созданный техническими средствами виртуальный мир дает новый опыт человеку и создает широкие возможности для развлекательной сферы и образования. По оценке Goldman Sachs, к 2025 г. объем мирового рынка виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) составит $80 млрд, из них $3,2 млрд придется на рынок развлечений и $700 млн — на образовательный рынок [5].
Обучение в цифровую эпоху должно быть непрерывным, социальным, персонализированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося, а образовательные решения должны приниматься на основе больших данных, собранных в процессе предыдущих сессий обучения [7, с. 11; 8]. Это означает значительное изменение образовательной парадигмы. Трансформация принципов от виртуализации обучения к цифровизации наглядно изображены на рис. 1.