По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Трансформация принципов обучения в цифровой среде

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

В статье проведен сравнительный анализ принципов обучения, представлена их трансформация от виртуализации к цифровизации обучения. Определено, что обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным. Принципы, выработанные в рамках предлагаемого подхода, являются направлением изменений в системе образования.

Литература:

1. Абашева О.Ю., Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В. и др. Прикладные, поисковые и фундаментальные социально-экономические исследования. Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018.

2. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Оценка процесса реформирования высшего образования в России // Экономика, социология и право. — 2016. — № 10.

3. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Т. 22. — № 1.

4. Корпоративный университет Сбербанка — «Корпоративное обучение для цифрового мира. 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.litres.ru/ kollektiv-avtorov/korporativnoe-obucheniedlyacifrovogo-mira/ (дата обращения: 12.02.2019).

5. Майстер В.А., Ширинкина Е.В. Цифровая трансформация финансовой отрасли как фактор конкурентоспособности // Труды международного симпозиума Надежность и качество. — 2018. — Т. 2.

6. Ширинкина Е.В. Теория и практика развития системы высшего образования как основы формирования и развития человеческого капитала // В сб.: Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. 2018.

7. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. — 2019. — № 4.

8. Ширинкина Е.В. Управление эффективностью работников интеллектуального труда в высших учебных заведениях // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т. 7. — № 1.

9. Shirinkina E., Kodintsev A. Management of human capital in the national economy: Estimation and simulation // Revista Espacios. 2018. — V. 39. — № 44.

10. Shirinkina E.V., Kodintsev A.Ya. Multiparameter influence of factors on the return of human capital // Revista Espacios. — 2019. — Vol. 40. — № 14.

Устаревание знаний вследствие быстрых технологических изменений и потребность регулярно обновлять знания ставит перед образовательными организациями вопрос о поддержании актуальности и постоянном обновлении учебных программ и курсов, соответствующих требованиям среды [3,4,6]. С развитием технологий также от самих преподавателей любой квалификации все больше требуется умение пользоваться различными технологическими средствами и способность привить этот навык обучающимся. Таким образом, ключевым вызовом для современного образования становится построение адаптивной образовательной системы, отвечающей на изменения среды, и создание условий для реализации индивидуальных (персонализированных) траекторий обучения [1,2].

Освоение цифровых технологий потребителями активно влияет и на более консервативные отрасли, такие как образование, здравоохранение, финансовая и др. [5,7]. За год удвоилось количество людей, пользующихся для получения образования и повышения квалификации массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) на российских и зарубежных платформах.

Тема развития виртуальной реальности стала одной из самых популярных в мире технологий. Инвестиции в индустрию VR и AR за последние два года составили $3,5 млрд [4]. На потребительский рынок вышло значительное количество устройств виртуальной и смешанной реальности, таких как Microsoft HoloLens — автономное устройство, не требующее подключения к компьютеру через кабель, которое обеспечивает реалистичное изображение пространства. Созданный техническими средствами виртуальный мир дает новый опыт человеку и создает широкие возможности для развлекательной сферы и образования. По оценке Goldman Sachs, к 2025 г. объем мирового рынка виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) составит $80 млрд, из них $3,2 млрд придется на рынок развлечений и $700 млн — на образовательный рынок [5].

Обучение в цифровую эпоху должно быть непрерывным, социальным, персонализированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося, а образовательные решения должны приниматься на основе больших данных, собранных в процессе предыдущих сессий обучения [7, с. 11; 8]. Это означает значительное изменение образовательной парадигмы. Трансформация принципов от виртуализации обучения к цифровизации наглядно изображены на рис. 1.

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, Трансформация принципов обучения в цифровой среде. Юрист ВУЗа. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: