Нормативно-правовой ландшафт образовательной сферы складывался по мере становления системы образования страны, при этом правовая база продолжает совершенствоваться и в настоящий момент охватывает не только непосредственные области и аспекты деятельности системы медицинского образования, но и отдельные аспекты практической медицинской деятельности.
В исторической ретроспективе попытки организации системы медицинского образования в нашей стране были связаны с внедрением Аптекарского приказа, деятельность которого фиксируется в документах с 1632 г. К функциональным направлениям его деятельности относились: право главенства и судейства над всеми врачами страны, полковой и медицинской службой, организация лечения больных и раненых (в первую очередь — царской семьи и окружения), комплектование медицинских кадров, аптечное дело. С 1654 г. при приказе начинает работать Лекарская школа, в которой на протяжении 5–7 лет обучались медицинской практике дети стрельцов и духовенства. Кроме того, в ведении приказа входило приглашение иноземных лекарей, а также приобретение и хранение иноземных лекарственных средств. Важной вехой в становлении медицинского образования стал перевод труда Везалия «Эпитоме» в 1642 г. [1].
В дальнейшем системная медицинская практика получила инерционный толчок к развитию после открытия в 1707 г. госпитальной школы при первом постоянном госпитале в Москве (ныне главный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко), финансировавшейся за счет церковных средств. В сферу деятельности этой школы входила подготовка медицинских кадров для армии и флота, что стало основой формирования современной системы медицинского образования [2].
Однако основная законодательная база, регламентирующая сферу медицинского образования, начала формироваться в XVIII веке под воздействием реформ Петра I и издания им первых указов, касающихся функционирования сферы образования. С этого периода начинают открываться новые для нашей страны учебные заведения - профильные университеты и филиалы, училища и школы. Отметим, что медицинское образование в указанный период было преимущественно сословным, платным и недоступным большей части населения России.