По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.138 DOI:10.33920/str-01-2212-05

Трансформация инструментов маркетингового взаимодействия в условиях цифровизации экономики

И. Е. Белоус Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: doptaganka@yandex.ru
Н. А. Череповская канд. экон. наук, доцент, доцент департамента менеджмента и инноваций факультета высшей школы управления, Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: doptaganka@yandex.ru

В современных условиях ключевую роль в развитии бизнеса и его долговременном функционировании играет успешность маркетинговых коммуникаций. Поэтому вопрос эффективности использования маркетинговых инструментов и их изменения становится все более актуальным. Цифровизация существенно повлияла на коммуникативные функции маркетинга, трансформируя традиционные маркетинговые инструменты и создавая новые. Целью работы является рассмотрение эволюции инструментов маркетингового взаимодействия и определение современных трендов их развития. Исследование дало возможность изучить влияние цифровизации на различные инструменты маркетингового взаимодействия.

Литература:

1. Береговская, Т. А. Трансформация маркетинговых инструментов в условиях цифровой экономики // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2019 — № 4 — С. 3–10 [Электронный ресурс].— URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41444478_49145333.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

2. Воронин, И.С. Инновационные маркетинговые коммуникации как инструмент продвижения товаров или услуг // Актуальные проблемы развития экономики и управления: Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Калининград, 29–30 апреля 2021 г. — Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2022. — С. 83–89 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_48210240_29098031.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

3. Гусева, Е.В. Чат-боты как инструмент маркетинговых коммуникаций компаний // Менеджмент и маркетинг: вызовы XXI века: Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 29октября 2019 г. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. — C. 72–74 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_42512491_56096932.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

4. Жиглова, А. И. Геймификация в рекламной коммуникации: формы взаимодействия с целевой аудиторией // Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: материалы Научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов, Белгород, 8–14 апреля 2021 г. — Белгород: Космос, 2021. — С. 83–89 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45828333_27900521.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

5. Кетова, Н.П. Концепция эффективных интегрированных маркетинговых коммуникаций как элемент управления инновационной системой современной компании // Креативная экономика. — 2022. — Т. 16. — №2.— С. 381–396 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48201585_29434487.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

6. Милинчук, Е.С. Дополненная реальность как инструмент маркетинговых коммуникаций предприятия // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно ориентированной экономики. — 2021. — Т.1. — С. 179–186 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_47717985_89544808.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

7. Моттаева, А. Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы // Нефть, газ и бизнес. — 2011.— № 5. — С.22–28.

8. Моттаева, А. Б. Предпринимательство как характеристика экономического объекта // Мир экономики и права. — 2010. — № 11. — С. 15–18.

9. Петриченко, Г. С. Провокационная реклама как инструмент маркетинговых коммуникаций // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». — 2019. — № S8. — С. 75–82 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42763632_70159432.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

10. Стефанова, Н.А. Геймификация как инструмент современного маркетинга // Вопросы устойчивого развития общества. — 2020. — №1.— С. 37–40 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_42379435_24549691.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

11. Татаринов, К. А. Роль геймификации в управлении вовлечением потребителей поколений Y и Z // Маркетинг в России и за рубежом. — 2019. — № 3. — С. 19–27 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38223355 (дата обращения: 24.10.2022).

12. Торгунакова, Е. В. Разработка и эффективное использование комплекса маркетинговых коммуникаций // Экономика и управление. — 2022. — Т. 28. — № 3. — С. 281–288 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48338266_86634805.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

13. Щетинина, Е.А. Спонсорство: эффективный инструмент маркетинговой коммуникации или осознанная социальная практика? // Экономический вектор.— 2020. — № 2 (21). — С. 41–46 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43027458_28138101.pdf (дата обращения: 24.10.2022).

1. Beregovskaya, T. A. Transformation of marketing tools in the digital economy. Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2019. No.4. Pp.3–10. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_41444478_49145333. pdf (accessed: 24.10.2022).

2. Voronin, I. S. Innovative marketing communications as a tool for promoting goods or services. Actual problems of development of economics and management: Collection of scientific articles based on the results of the III All-Russian scientific and practical student conference, Kaliningrad, April 29–30, 2021. Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University, 2022. Pр. 83–89. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_48210240_29098031.pdf (accessed: 24.10.2022).

3. Guseva, E.V. Chatbots as a tool for marketing communications of companies. Management and marketing: challenges of the XXI century: Proceedings of the VII All-Russian Student Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, October 29, 2019. Yekaterinburg: Ural State University of Economics, 2019, P. 72–74. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_42512491_56096932.pdf (accessed: 24.10.2022).

4. Zhiglova, A. I. Gamification in advertising communication: forms of interaction with the target audience. Journalism, mass communications and media: the view of young researchers: materials of the Scientific and practical conference of young researchers, graduate students and students, Belgorod, April 08–14, 2021. Belgorod: Cosmos LLC, 2021. Pр. 83–89. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_45828333_27900521.pdf (accessed: 24.10.2022).

5. Ketova, N.P. The concept of effective integrated marketing communications as an element of managing the innovation system of a modern company. Creative Economy. 2022. T. 16. No. 2. Pр. 381–396. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48201585_29434487.pdf (accessed: 24.10.2022).

6. Milinchuk, E. S. Augmented reality as a tool for enterprise marketing communications. Actual problems of economics and management at machine-building, oil and gas industry enterprises in an innovation-oriented economy. 2021. T.1. Pр. 179–186. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_47717985_89544808.pdf (accessed: 24.10.2022).

7. Mottaeva, A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and the entrepreneurial sphere of Oil, gas and business. 2011. No.5. Pp. 22–28.

8. Mottaeva, A.B. Entrepreneurship as a characteristic of an economic object. The world of economics and law. 2010. No. 11. pp. 15–18.

9. Petrichenko, G.S. Provocative advertising as an instrument of marketing communications. Electronic network polythematic journal "Scientific Works of KubGTU". 2019. No. S8. Рр. 75–82. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_42763632_70159432.pdf (accessed: 24.10.2022).

10. Stefanova, N.A. Gamification as a tool of modern marketing. Issues of sustainable development of society. 2020. No. 1. Pр. 37–40. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_42379435_24549691.pdf (accessed: 24.10.2022).

11. Tatarinov, K.A. The role of gamification in managing the involvement of consumers of generations Y and Z. Marketing in Russia and abroad. 2019. No.3. Рр.19–27. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38223355 (accessed: 24.10.2022).

12. Torgunakova, E. V. Development and effective use of a complex of marketing communications. Economics and Management. 2022. T. 28. No. 3. Pр. 281–288. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_48338266_86634805.pdf (accessed: 24.10.2022).

13. Shchetinina, E.A. Sponsorship: an effective marketing communication tool or a conscious social practice? Economic vector. 2020. No. 2 (21). Pр. 41–46. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_43027458_28138101.pdf (accessed: 24.10.2022).

Цифровизация стала объективной закономерностью современного развития экономики и ощутимо изменила коммуникационные функции маркетинга. Информатизация общества постоянно возрастает, поэтому вопрос эффективности использования инструментов маркетингового взаимодействия и их эволюции становится наиболее актуальным.

Современные условия предоставляют человеку широкие возможности выбора товаров и услуг, а следовательно, большое разнообразие форм удовлетворения его потребностей. Товарное и информационное насыщение, связанное с развитием технологий, способствует трансформации покупательского поведения, что ведет к изменению отношений поставщиков и покупателей. Традиционные инструменты маркетинговых коммуникаций начинают постепенно переходить из рациональной в эмоциональную сферу взаимодействия с покупателями. Уже сейчас особое значение для потребителя имеют удовлетворение его индивидуального желания, личное позиционирование, потребность принимать участие в разработке новых массовых продуктов. Целевая аудитория, состоящая из таких покупателей, становится все более требовательной, что значительно усложняет формирование эффективных персональных предложений. Поэтому в продвижении товаров и обеспечении лояльности потребителей все большее значение получают нестандартные формы маркетинговых коммуникаций, обеспечивающие донесение адресного торгового предложения до конкретного покупателя. Таким образом, комплекс маркетинговых коммуникаций начинает пополняться все новыми и новыми инструментами.

Многие инструменты маркетинговых коммуникаций появляются или получают второе дыхание благодаря современному развитию технологий, а некоторые, наоборот, отходят на второй план из-за низкой эффективности их воздействия на потребителя. Ориентируясь на характер влияния на целевую аудиторию, все инструменты маркетингового взаимодействия можно разделить на четыре вида:

1. Реклама.

2. Связи с общественностью (PR — Public relations).

3. Стимулирование сбыта (Promotion).

Для Цитирования:
И. Е. Белоус, Н. А. Череповская, Трансформация инструментов маркетингового взаимодействия в условиях цифровизации экономики. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: