Статья поступила 15. 04.2022.
The article was received on 15. 04.2022.
Трансформация и создание новых форматов быстро развивающихся коммуникационных процессов и технологий в условиях современного информационного общества осуществляется в направлении увеличения объема визуальной информации, не только дополняющей вербальные формы репрезентации мира, но и доминирующей в процессах политических практик [3; 4].
Коммуникационные процессы, обеспечивающие функционирование политических институтов, в большинстве ситуаций визуально атрибутированы и ориентированы не столько на речевые и аудиальные, сколько на визуальные техники, что позволяет утверждать, что именно они являются основным инструментом политической коммуникации и средством конституирования политической реальности. Особенно это проявляется в так называемую цифровую эпоху [9, 112–115].
В системе современного государственного и политического управления, при реализации информационной политики и информационной деятельности государства и правительственных структур все больше используются современные технологии визуализации информации [10; 12, 13–16; 13, 33–36; 16, 126–132]. Многие технологии приходят из коммерческого сектора, где искусство визуализации в рекламе уже достигло немалых высот [18, 6–15]. Они широко используются при информационно-коммуникационном взаимодействии власти, общества и бизнеса в современной России [14, 3–6; 15].
В политико-коммуникационных процессах, ориентированных на такие направления визуальной политической коммуникации, как фотография, плакат, кино, телевидение, компьютерная графика и другие, по мнению А.В. Колосова, «властный дискурс в пределе стремится использовать весь спектр чувств человека или, как говорят антропологи, «сенсорный дом» (sensory home) с единственной целью — мобилизовать или парализовать волю к действию. Сенсорный дом — это воспринимаемое всеми органами чувств (осязание, обоняние, вкус, слух и зрение) окружающее местонахождение субъекта в пространстве. А контроль над ближайшим окружением человека посредством программирования исходящих от него возмущений в направлении объектов власти, чувствующих тел — базовая властная стратегия, равным образом характерная для субъектов власти разных исторических периодов» [5].