По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32 DOI:10.33920/pol-01-2207-05

Трансформация и создание новых форматов коммуникационных процессов в условиях современного информационного общества

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова», Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, Е-mail: lenausti@mail.ru, +7 960 694 5656, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504

Трансформация и создание новых форматов быстро развивающихся коммуникационных процессов и технологий в условиях современного информационного общества осуществляется в направлении увеличения объема визуальной информации, не только дополняющей вербальные формы репрезентации мира, но и доминирующей в процессах политических практик. Коммуникационные процессы, обеспечивающие функционирование политических институтов, в большинстве ситуаций визуально атрибутированы и ориентированы не столько на речевые и аудиальные, сколько на визуальные техники, что позволяет утверждать, что именно они являются основным инструментом политической коммуникации и средством конституирования политической реальности. В настоящей статье исследованы основные концепции политико-коммуникационных процессов, сложившиеся в современной российской науке. Определена высокая роль визуализации как новейшей коммуникативной технологии. Сделан вывод о том, что трансформация и создание новых форматов быстро развивающихся политических коммуникационных процессов и технологий в условиях современного информационного общества осуществляется в направлении увеличения объема визуальной информации, не только дополняющей вербальные формы репрезентации мира, но и доминирующей в процессах политических практик.

Литература:

1. Багдасарьян Н.Г., Король М.П. «Динамическое теоретизирование» З. Баумана: критическая оптика или поиск жизненных стратегий? // Философия науки и техники. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskoe-teoretizirovanie-z-baumana-kriticheskaya-optika-ili-poisk-zhiznennyh-strategiy (дата обращения: 11.04.2022).

2. Гончарик А.А. Понятие мифа и его применение в исследованиях политики // Полит. наука. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mifa-i-ego-primenenie-v-issledovaniyah-politiki (дата обращения: 11.04.2022).

3. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В., Борисов Н.А., Бойко С.И., Михалева Г.М., Агафонов Р.А., Пименова О.Ю., Писарчук Д.И., Казаринова Д.Б., Кинякин А.А. Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: теории и технологии: материалы круглого стола сотрудников и аспирантов Российского государственного гуманитарного университета и Российского университета дружбы народов // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-proektirovanie-v-prostranstve-sotsialnyh-kommunikatsiy-teorii-i-tehnologii-materialy-kruglogo-stola-sotrudnikov-i (дата обращения: 11.04.2022).

4. Карпицкий Н.Н. А. Ф. Лосев: феноменология мифологического сознания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/a-f-losev-fenomenologiya-mifologicheskogo-soznaniya (дата обращения: 11.04.2022).

5. Колосов А.В. Визуальные коммуникации в социально-политических процессах // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2006. № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-kommunikatsii-v-sotsialno-politicheskih-protsessah (дата обращения: 11.04.2022).

6. Савенкова Е.В. Паноптизм как метафора власти: субъект наблюдающий // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. № 12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/panoptizm-kak-metafora-vlasti-subekt-nablyudayuschiy-1 (дата обращения: 11.04.2022).

7. Сидоров А.М. Поль Вирильо: тело, скорость и современное искусство // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pol-virilo-telo-skorost-i-sovremennoe-iskusstvo (дата обращения: 11.04.2022).

8. Тихонова С.В. Теоретические основания западной коммуникативной теории права: Юрген Хабермас // Вестник СГЮА. 2022. № 1 (144) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-zapadnoy-kommunikativnoy-teorii-prava-yurgen-habermas (дата обращения: 11.04.2022).

9. Устинович Е.С. Государственная политика развития цифровой экономики в России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8, № 1 (26). С. 112–115. — EDN YWNFQQ.

10. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. — Курск Деловая полиграфия, 2011. — 283 с. — EDN YNCWZG.

11. Устинович Е.С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 21–24. — EDN NUDZOT.

12. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2010. № 2. С. 13–16. — EDN LAFJSB.

13. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. 2009. № 4. С. 33–36. — EDN KDSHVF.

14. Устинович Е.С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении // Информационное право. 2010. № 3. С. 3–6. — EDN MWGFXL.

15. Устинович Е.С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ) // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. — EDN YVJFRF.

16. Устинович Е.С. Политико-административное электронное взаимодействие власти и общества: теоретический аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2019. Т. 9, № 1 (30). С. 126–132. — EDN KVAZJZ.

17. Устинович Е.С. Гарантии реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти в России как социальном государстве // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 10. С. 5–12. — EDN ZXLGTZ.

18. Устинович Е.С. Эффективная реклама компании в Интернете // Директор по маркетингу и сбыту. 2019. № 1. С. 6–15. — EDN TRJITA.

19. Фурс В. Ролан Барт: Парадигма, Нейтральное, ДАО // Философско-культурологический журнал Topos. 2019. № 1–2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rolan-bart-paradigma-neytralnoe-dao (дата обращения: 11.04.2022).

20. Шарков Ф.И. Информационно-коммуникационная парадигма развития Российской государственности // Коммуникология. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-paradigma-razvitiya-rossiyskoy-gosudarstvennosti (дата обращения: 11.04.2022).

1. Bagdasar’yan N. G., Korol’ M. P. «Dinamicheskoe teoretizirovanie» Z. Baumana: kriticheskaya optika ili poisk zhiznennyh strategij? // Filosofiya nauki i tekhniki. 2016. № 2 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskoe-teoretizirovanie-z-baumana-kriticheskaya-optika-ili-poisk-zhiznennyh-strategiy (data obrashcheniya: 11.04.2022).

2. Goncharik A.A. Ponyatie mifa i ego primenenie v issledovaniyah politiki // Polit. nauka. 2009. № 4 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mifa-i-ego-primenenie-v-issledovaniyah-politiki (data obrashcheniya: 11.04.2022).

3. Grachev M.N., Irhin YU.V., Borisov N.A., Bojko S. I., Mihaleva G.M., Agafonov R.A., Pimenova O. YU., Pisarchuk D. I., Kazarinova D.B., Kinyakin A.A. Politicheskoe proektirovanie v prostranstve social’nyh kommunikacij: teorii i tekhnologii: materialy kruglogo stola sotrudnikov i aspirantov Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta i Rossijskogo universiteta druzhby narodov // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2013. № 3 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-proektirovanie-v-prostranstve-sotsialnyh-kommunikatsiy-teorii-i-tehnologii-materialy-kruglogo-stola-sotrudnikov-i (data obrashcheniya: 11.04.2022).

4. Karpickij N.N. A. F. Losev: fenomenologiya mifologicheskogo soznaniya // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2010. № 6 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/a-f-losev-fenomenologiya-mifologicheskogo-soznaniya (data obrashcheniya: 11.04.2022).

5. Kolosov A.V. Vizual’nye kommunikacii v social’no-politicheskih processah // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2006. № 6 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-kommunikatsii-v-sotsialno-politicheskih-protsessah (data obrashcheniya: 11.04.2022).

6. Savenkova E.V. Panoptizm kak metafora vlasti: sub»ekt nablyudayushchij // Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie». 2009. № 12 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/panoptizm-kak-metafora-vlasti-subekt-nablyudayuschiy-1 (data obrashcheniya: 11.04.2022).

7. Sidorov A.M. Pol’ Viril’o: telo, skorost’ i sovremennoe iskusstvo // Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. 2012. № 3 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/pol-virilo-telo-skorost-i-sovremennoe-iskusstvo (data obrashcheniya: 11.04.2022).

8. Tihonova S.V. Teoreticheskie osnovaniya zapadnoj kommunikativnoj teorii prava: YUrgen Habermas // Vestnik SGYUA. 2022. № 1 (144) [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-zapadnoy-kommunikativnoy-teorii-prava-yurgen-habermas (data obrashcheniya: 11.04.2022).

9. Ustinovich E. S. Gosudarstvennaya politika razvitiya cifrovoj ekonomiki v Rossii // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2018. T. 8, № 1 (26). S. 112–115. — EDN YWNFQQ.

10. Ustinovich E. S. Gosudarstvennaya politika v sfere informacionnyh tekhnologij. — Kursk Delovaya poligrafiya, 2011. — 283 s. — EDN YNCWZG.

11. Ustinovich E. S. Podhody k sovershenstvovaniyu zakonodatel’stva ob informacionnoj deyatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii // Administrativnoe pravo i process. 2011. № 4. S. 21–24. — EDN NUDZOT.

12. Ustinovich E. S. Massovoe informirovanie v informacionnoj deyatel’nosti federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2010. № 2. S. 13–16. — EDN LAFJSB.

13. Ustinovich E. S. Informacionnaya deyatel’nost’ federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti kak special’nyj ob»ekt pravovogo regulirovaniya // YUridicheskij mir. 2009. № 4. S. 33–36. — EDN KDSHVF.

14. Ustinovich E. S. Voprosy metodologii informacionnoj deyatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii // Informacionnoe pravo. 2010. № 3. S. 3–6. — EDN MWGFXL.

15. Ustinovich E. S. Vzaimodejstvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoj analiz) // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2018. № 3. S. 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. — EDN YVJFRF.

16. Ustinovich E. S. Politiko-administrativnoe elektronnoe vzaimodejstvie vlasti i obshchestva: teoreticheskij aspekt // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2019. T. 9, № 1 (30). S. 126–132. — EDN KVAZJZ.

17. Ustinovich E. S. Garantii realizacii prav rossijskih grazhdan na informaciyu organov gosudarstvennoj vlasti v Rossii kak social’nom gosudarstve // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. 2017. № 10. S. 5–12. — EDN ZXLGTZ.

18. Ustinovich E. S. Effektivnaya reklama kompanii v Internete // Direktor po marketingu i sbytu. 2019. № 1. S. 6–15. — EDN TRJITA.

19. Furs V. Rolan Bart: Paradigma, Nejtral’noe, DAO // Filosofsko-kul’turologicheskij zhurnal Topos. 2019. № 1–2 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/rolan-bart-paradigma-neytralnoe-dao (data obrashcheniya: 11.04.2022).

20. SHarkov F. I. Informacionno-kommunikacionnaya paradigma razvitiya Rossijskoj gosudarstvennosti // Kommunikologiya. 2014. № 1 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-paradigma-razvitiya-rossiyskoy-gosudarstvennosti (data obrashcheniya: 11.04.2022).

Статья поступила 15. 04.2022.

The article was received on 15. 04.2022.

Трансформация и создание новых форматов быстро развивающихся коммуникационных процессов и технологий в условиях современного информационного общества осуществляется в направлении увеличения объема визуальной информации, не только дополняющей вербальные формы репрезентации мира, но и доминирующей в процессах политических практик [3; 4].

Коммуникационные процессы, обеспечивающие функционирование политических институтов, в большинстве ситуаций визуально атрибутированы и ориентированы не столько на речевые и аудиальные, сколько на визуальные техники, что позволяет утверждать, что именно они являются основным инструментом политической коммуникации и средством конституирования политической реальности. Особенно это проявляется в так называемую цифровую эпоху [9, 112–115].

В системе современного государственного и политического управления, при реализации информационной политики и информационной деятельности государства и правительственных структур все больше используются современные технологии визуализации информации [10; 12, 13–16; 13, 33–36; 16, 126–132]. Многие технологии приходят из коммерческого сектора, где искусство визуализации в рекламе уже достигло немалых высот [18, 6–15]. Они широко используются при информационно-коммуникационном взаимодействии власти, общества и бизнеса в современной России [14, 3–6; 15].

В политико-коммуникационных процессах, ориентированных на такие направления визуальной политической коммуникации, как фотография, плакат, кино, телевидение, компьютерная графика и другие, по мнению А.В. Колосова, «властный дискурс в пределе стремится использовать весь спектр чувств человека или, как говорят антропологи, «сенсорный дом» (sensory home) с единственной целью — мобилизовать или парализовать волю к действию. Сенсорный дом — это воспринимаемое всеми органами чувств (осязание, обоняние, вкус, слух и зрение) окружающее местонахождение субъекта в пространстве. А контроль над ближайшим окружением человека посредством программирования исходящих от него возмущений в направлении объектов власти, чувствующих тел — базовая властная стратегия, равным образом характерная для субъектов власти разных исторических периодов» [5].

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Трансформация и создание новых форматов коммуникационных процессов в условиях современного информационного общества. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: