По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Трансформация государственной гражданской службы в цифровую эпоху

Матвеев А. А. канд. полит. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС, E-mail: matveevalexandr2009@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием цифровизации на государственное управление и государственную службу. Анализируются основные государственные программы, в рамках которых реализуется цифровая трансформация государственного управления и государственной службы. Приводится перечень основных рисков, вызванных цифровизацией государственного управления, а также описываются ограничения, стоящие на пути цифровизации. Выделяются основные аспекты, которым необходимо уделить внимание для успешной трансформации государственной гражданской службы в цифровую эпоху.

Литература:

1. Васильева Е. В. Компетентностный подход в государственной службе: какие знания и навыки выбирают госслужащие? // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2018. — № 4. — С. 120–144.

2. Доклад о мировом развитии — 2016. Цифровые дивиденды. Обзор. Группа Всемирного Банка, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://openknowledge. worldbank.org/bit-stream/ handle/10986/23347/210671RuSum.-pdf (дата обращения: 05.10.2019).

3. Камолов С. Г. Государственное управление в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/ iblock/-56b/KamolovSG_Article.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

4. Огнивцев С. Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // МСХ. — 2019. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-ekonomikii-ekonomika-tsifrovizatsii-apk (дата обращения: 05.10.2019).

5. Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: разбираем понятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ecm-journal.ru/docs/Ocifrovkacifrovizacija-i-cifrovajatransformacija-razbiraem-ponjatija. aspx (дата обращения: 04.10.2019).

6. Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. — 2018. — С. 60–72.

7. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10 (118). — C. 46–63.

8. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов и др. — М.: Дело РАНХиГС, 2019. — 114 с.

9. Цифровое правительство — 2020. Перспективы для России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// documents.worldbank.org/ curated/en/690171468181130951/ pdf/105318-RUSSIAN-WP-PUBLICDigital-Government-2020.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

10. Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2019. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-turizmaformy-proyavleniya (дата обращения: 05.10.2019).

11. OECD Recommendation of the Council on Digital Government Strategies [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.oecd.org/gov/digitalgovernment/Recommendationdigital-government-strategies.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

12. The Future of the Jobs 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www3. weforum.org/docs/WEF_Future_of_ Jobs_2018.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

В современном быстроменяющемся мире практически все сферы жизнедеятельности человека подвергаются глубинным трансформациям. Государственная служба не стала исключением, как наиболее близкая к человеческим потребностям часть государственного аппарата. Общемировым трендом экономического и общественного развития, оказывающим наибольшее влияние на государственную службу, является цифровизация [2, 7, 8, 12]. Относительно самого термина «цифровизация» сложились различные точки зрения. Цифровизация трактуется и как «новая форма взаимодействия между покупателем и продавцом услуг» [10], и как «автоматизация управления, в том числе управления технологическими процессами… на базе новых цифровых технологий , включая Big Data, блокчей н, искусственный интеллект, роботизацию и т. д.» [4], и как «преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей» [7, c. 47], и как «встраивание новых технологий в существующие бизнеспроцессы для повышения их эффективности» [5]. Таким образом, под цифровизацией в основном понимается внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества с целью повышения качества жизни.

В Российской Федерации данный тренд нашел свое отражение в принятии и реализации ряда государственных программ, нацеленных на преобразование системы государственного управления на основе внедрения ИКТ.

Одной из первых государственных программ, продолжающих действовать в настоящее время, является Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020)», распространяющаяся на основные сферы деятельности современного общества. Достижение цели программы «повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» достигается через реализацию четырех подпрограмм (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"»). Особый интерес в рамках статьи представляет четвертая подпрограмма «Информационное государство», одним из направлений которой является развитие и эксплуатация «Электронного правительства».

Для Цитирования:
Матвеев А. А., Трансформация государственной гражданской службы в цифровую эпоху. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: