По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Трансформация электронной таможни в интеллектуальную

Фильчакова В. А. студент 5-го курса, направление подготовки «Таможенное дело», Сибирский государственный университет путей сообщения, e-mail: Qiki1999@mail.ru
Воронин С. Е. доцент кафедры таможенного дела Сибирский государственный университет путей сообщения, e-mail: vserge@list.ru
Федоренко К. П. канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой таможенного дела, Сибирский государственный университет путей сообщения, e-mail: info@kfedorenko.ru

В статье рассмотрены предложения по решению конкретных проблем, возникающих в процессе функционирования электронных таможен. Авторами представлены перспективные направления развития электронных таможен и центров электронного декларирования, элементы интеллектуальной таможни. Также в работе изложены этапы преобразования электронной таможни в интеллектуальную в соответствии со Стратегией развития таможенной службы России до 2030 года.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 22. — Ст. 3572.

2. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 41. — Ст. 5700.

3. Таможня по пунктам // Военное право: сетевой журнал [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2020/01/28/glava-fts-vopros-tamozhennoj-stoimostiostaetsia-tochkoj-napriazheniia.html (дата обращения: 21.06.2022).

4. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85937/ (дата обращения: 21.06.2022).

5. Приказ ФТС России от 21 октября 2015 г. № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: www. pravo.gov.ru (дата обращения: 21.06.2022).

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 No. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030". Collected Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 22. Art. 3572.

2. Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 No. 490 "On the development of artificial intelligence in the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. No. 41. St. 5700.

3. Customs on points. Military law: online journal. Available at: https:// rg.ru/2020/01/28/glava-fts-vopros-tamozhennoj-stoimosti-ostaetsia-tochkojnapriazheniia.html (accessed: 06.21.2022).

4. From customs automation to smart customs. Available at: https://www.alta.ru/ expert_opinion/85937/ (accessed: 06.21.2022).

5. Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 21, 2015 No. 2133 "On approval of the main directions for the development of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation until 2030". Official Internet portal of legal information. Available at: www.pravo.gov. ru (accessed: 06.21.2022).

Создание электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД) в Российской Федерации (РФ) — один из самых существенных мер реформы российских таможенных органов. Это позволило значительно ускорить процесс таможенного оформления и таможенного контроля, а также перевести взаимодействие бизнеса с таможней в более удобный информационный формат.

Исполнение задач реформирования таможенных органов позволило сократить количество мест таможенного декларирования товаров (с более чем 600 до 16), а также разделить документальный и фактический контроль, прийти к единообразию оформления по всей стране, исключить непосредственный контакт декларанта и таможенного инспектора, тем самым снизить возможную коррупционную составляющую. Для бизнеса работать с таможней стало проще и быстрее.

Электронные таможни созданы для оптимизации процессов декларирования и осуществления такой формы таможенного контроля, как проверка таможенных, иных документов или сведений. Функционирование электронных таможен в РФ в настоящее время осуществляется во взаимодействии со всеми элементами регионального уровня Федеральной таможенной службы России (ФТС России): региональным таможенным управлением (электронная таможня находится в подчинении регионального таможенного управления, на территории которого расположена); таможнями фактического контроля (они взаимодействуют с электронными таможнями в ходе осуществления таможенного контроля и выпуска товаров); ЦЭД (которые получают информацию с постов фактического контроля) и оперативной таможней.

Следующим этапом в развитии российской таможенной службы станет переход от электронной таможни к таможне интеллектуальной, поскольку целью Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года является содействие развитию международной торговли за счет цифровой трансформации таможенных технологий, что влечет за собой обработку большего объема данных, внедрения искусственного интеллекта [1].

Ведя речь о внедрении искусственного интеллекта в деятельности ФТС России, нельзя не отметить, что еще в 2019 г. в РФ была принята Стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года. В соответствии с этой Стратегией под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека [2].

Для Цитирования:
Фильчакова В. А., Воронин С. Е., Федоренко К. П., Трансформация электронной таможни в интеллектуальную. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: