Воспитание, обучение и подготовка специалистов таможенных органов являются начальным этапом формирования служащего таможенных органов. Именно на этом этапе закладываются основные компетенции и формируется личность специалиста и профессионала. Подготовка специалистов таможенного дела основывается на дифференцированном подходе, реализуемом в формате той или иной специализации, например «Таможенный контроль» и «Таможенные платежи и валютный контроль» [1].
Как правило, вузами реализуется подготовка специалистов таможенных органов и специалистов, обслуживающих бизнес-процессы внешней торговли. Первая категория — это служащие и гражданские служащие таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль. Вторая категория — это специалисты, работающие в среде бизнеса (таможенные представители, таможенные перевозчики, склады временного хранения, уполномоченные экономические операторы).
Таким образом в стенах одного и того же вуза готовятся специалисты, чьи частные компетенции в будущем являются разнонаправленными, то есть одни (Федеральная таможенная служба) стремятся к соблюдению закона при осуществлении таможенного контроля, а другие — к оптимизации процесса внешнеэкономической деятельности с целью снижения издержек, а в некоторых случаях — к оптимизации налогооблагаемой базы (таможенной стоимости), вступая на тернистый путь нарушения закона.
Актуальной на данном этапе развития таможенного дела представляется трансформация разработанных авторских дифференцированных компетенций, представленных в публикации автора «Стратегия формирования дифференцированных компетенций специалистов таможенного дела» для более качественной реализации их в учебном процессе той или иной специализации.
Важным этапом совершенствования процесса подготовки специалистов в области таможенного дела стало применение стандартов высшего профессионального образования, базирующихся на компетентностном подходе, то есть на подходе, учитывающем овладение студентами конкретными навыками, умениями и знаниями, которые комплексно реализуются в учебном процессе от одной учебной дисциплины к другой. Своего рода набор дисциплин образует синергетический эффект, порождающий компетенцию специалиста. Основываясь на данном подходе, рациональным представляется формирование дифференцированных компетенций для освоения той или иной специализации [1].