Основным фактором современного развития банковской системы как на международном, так и на национальном уровне на сегодняшний день являются финансовые технологии. Цифровизация содействует трансформации национальной банковской системы, фиксирующей ее модификацию от классической структуры к новому типу банковской системы. Процесс трансформации начался в 2011 г. с помощью разработки и введения национальной платежной системы как инструмента, позволяющего обеспечить финансовую безопасность страны [1]. Инициатором введения инструментов финансовой технологии в банковскую систему страны выступил ЦБ РФ, как макрорегулятор, который отвечает за надежность и безопасность проводимых банковских операций. Поэтому требуется сформировать соответствующую финансовую инфраструктуру, исполнение которой изложено в программе ЦБ РФ «Цифровая экономика». В рамках данной программы предполагается решение следующих задач, оказывающих прямое воздействие на состояние и перспективные изменения национальной банковской системы:
● образование экосистемы цифровой экономики России, в которой цифровые данные служат стержневым фактором развития всех направлений социально-экономической деятельности, в том числе банковских операций и услуг;
● создание необходимых условий для развития финансовой инфраструктуры и инноваций в различных отраслях экономики.
Отметим, что к цифровым технологиям, развитие которых намечается ЦБ РФ в ближайшей перспективе, относятся следующие [2, с. 12]:
● большие данные;
● промышленный Интернет (Интернет вещей);
● нейротехнологии и искусственный интеллект;
● технологии беспроводной связи;
● компоненты робототехники и сенсорика;
● технологии виртуальной и дополненной реальности;
● системы распределенного реестра.
Ключевыми проектами ЦБ РФ по введению финансовых технологий в банковскую систему страны служат следующие.
1. Платформа удаленной идентификации клиентов на базе данных ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и биометрии, что даст возможность расширить пределы дистанционного доступа к платежным услугам. ЕСИА характеризуется как информационная система обеспечения санкционированного доступа участников информационного взаимодействия к необходимым данным. Перспективным направлением развития данной системы служит биометрия. Следует отметить, что многие лидеры рынка уже активно применяют физические характеристики для автоматического распознавания. По оценкам экспертов, более 90% клиентов полагают, что их банки не в полой мере осуществляют защиту мобильных приложений, а 41% убеждены, что они будут взломаны. Вследствие этого 80% клиентов применяли бы голосовую биометрию для повышения безопасности производимых операций. В целом аналитики ожидают среднегодовой темп роста рынка биометрии в 18,5% в течение последних 7 лет [7].