Особенностью российского агробизнеса является то, что почти каждая третья крупная компания входит в холдинг или корпорацию. Так, в производстве мяса 20 компаний вместе выпускают около 4 млн т продукции — это 42% общих объемов страны и 56% от доли сельхозорганизаций (расчеты по итогам 2015 г.) [4].
Трансфертная цена (transfer price) — цена, используемая при сделках между взаимосвязанными лицами внутри интегрированной компании. Такую цену не следует рассматривать как неверную или некорректную, она может как равняться рыночной цене, так и отличаться от нее.
Под трансфертным ценообразованием понимают процесс определения цены, которая устанавливается при передаче продукции (нематериальных активов), выполнении работ, оказании услуг и т. д. как одним подразделением компании в другое подразделение компании, так и между отдельными компаниями, входящими в одну сложную вертикально интегрированную структуру (холдинг).
Для целей налогообложения под трансфертным ценообразованием традиционно понимают реализацию товаров, работ, услуг между взаимозависимыми лицами по нерыночным ценам.
Для России актуальной проблемой является обеспечение противодействия использованию трансфертных цен взаимозависимыми организациями в целях минимизации налогов. В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, получила широкое распространение практика налоговой минимизации организациями путем манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между контролируемыми лицами.
Основными способами налоговой минимизации с использованием трансфертных цен являются:
- концентрация прибыли в компании, уплачивающей налог на прибыль организаций в субъекте РФ, предоставляющем льготные условия налогообложения. Например, инвестиционные проекты, по которым субъектная ставка налога на прибыль организаций может быть снижена или даже равна 0%;
- концентрация добавленной стоимости в организации, которая прекращает свою деятельность, не исполнив обязанности по уплате налогов, а экономическую выгоду переводит в пользу третьего лица;
- концентрация прибыли организации в контролируемых иностранных компаниях (КИс льготными режимами налогообложения.
При этом организация, основной деятельностью которой являются производство и торговля, может концентрировать прибыль или добавленную стоимость в низконалоговых юрисдикциях, убыточных компаниях путем осуществления сделок с реальными или фиктивными услугами (консалтинговыми, консультационными, рекламными) или нематериальными активами (авторскими правами, лицензиями, торговыми марками, патентами).