Необходимость проведения реформы системы здравоохранения Российской Федерации, происходящей методом проб и ошибок, привела к появлению правовых и экономических институтов, которые, с одной стороны, призваны повышать качество медобслуживания в целях обеспечения граждан достаточным уровнем жизни и сохранять здоровье, а с другой — устранять неопределенность и обеспечивать порядок функционирования рынка медуслуг. В качестве одного из показателей эффективности экономических институтов возможно отметить величину трансакционных издержек субъектов рынка. Если обратиться к экономической литературе, то там проводится анализ трансакционных издержек субъектов предложения на рынке медицинских услуг, но проблема, касающаяся трансакционных издержек пациентов медицинских учреждений как субъектов спроса, характеристика видов которых дала бы возможность определить совокупность факторов (в том числе связанных с несовершенством действующей системы ОМС), оказывающих на них воздействие, является недостаточно исследованной.
В результате перехода от платной и страховой медицины в Российской Федерации начал складываться рынок медуслуг как результат эффективной деятельности медучреждений, который выражается не только в сохранении, но и в улучшении здоровья граждан (пациентов).
Субъектами рынка медуслуг являются покупатели, посредники, а также продавцы. Продавцами медицинских услуг являются компании и организации различных организационно-правовых форм и форм собственности системы муниципального, государственного, а также частного здравоохранения, которые осуществляют предоставление услуг как по системе обязательного медицинского страхования (ОМС), так и на платной основе. На стороне данных продавцов лежит предложение взаимозаменяемых и взаимодополняемых (т. е. конкурентных) медуслуг. Существующая конкуренция между медицинскими организациями, являющимися продавцами, оказывает воздействие как на предложение услуг и их стоимость, так и на спрос, поскольку особенностью рынка медуслуг является то, что потребители имеют достаточно размытое представление о тех услугах, которые им необходимы.