По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Трамвайчики, судостроители, ДК «Нагатино»

канд. филол. наук, доцент РГГУ, исследователь частной памяти и коммуникаций в сфере культурного наследия городов
Фото: Pastvu.com ДК «Нагатино»

Продолжаем знакомить наших читателей с историей домов культуры и хотим сегодня рассказать о Доме культуры «Нагатино». Материал подготовлен в рамках социокультурного проекта #историяДКМосквы ГБУК г. Москвы «Дом культуры «Гайдаровец». В Москве много домов культуры, но что мы знаем об их истории и роли в городе? Сегодня нет ресурса, который бы собрал всю информацию об истории культурных центров, их развитии и вкладе в культурную жизнь столицы. Поэтому в «Гайдаровце» решили начать изучение этой большой темы. От изб-читален, рабочих клубов и дворцов — к современности. Проект запущен в честь 51-летия Дома культуры «Гайдаровец». Мы вдохновились своей историей, чтоб рассказывать о других. Поэтому собираем не только архивные свидетельства, но и воспоминания горожан. Рассказать про Дом культуры и поделиться воспоминаниями можно по e-mail smm.gaidarovec@ gmail.com с пометкой «История ДК Москвы».

Строительство судоремонтного завода (МССЗ) навсегда изменило историю района Нагатинский затон города Москвы. В 1931 г. началось строительство «Канала имени Москвы» силами политзаключенных Дмитровлага. Один из лагерей базировался между современными улицами Затонная и Речников по границе деревень Новинки и Нагатино. Второй лагерь — на острове близ поселка Шлюзы.

В апреле 1935 г. был запущен в эксплуатацию шлюз № 10 и Перервинская плотина, и вольнонаемных и заключенных Дмитлага отправили на строительства МССЗ и заводской инфраструктуры. По сути, был построен новый поселок — Нагатино. Днем рождения поселка, ставшего частью Москвы, следует считать 26 октября 1932 г. — день прибытия первых заключенных на строительство. Но развитие началось с постройкой МССЗ: к 1937 г. поселок Нагатино считался крупным производственным и жилым центром. Кстати, лагерные бараки были заселены рабочими МССЗ и простояли до 1964 г.

К 1938 г. на МССЗ было построено первое судно. Тогда особенно популярными были «водные трамвайчики» — небольшие теплоходы «Москвич». На предприятии возводились крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

Сегодня на территории завода возведен ЖК «Ривер Парк», производство перемещено в Рыбинск.

В конце 1950-х гг. в стране создаются детские речные пароходства, такая же организация появилась в Москве. Московским детским речным пароходством открывались клубы юных водников при дворцах и домах пионеров, заводских клубах. Проводились соревнования по плаванию, гребле, моделизму.

В конец 60-х Клуб юных водников был открыт при МССЗ, но подчинялся Московскому детскому речному пароходству. Занятия клуба проходили в просторном вестибюле дома № 31 по Судостроительной улице (до 1974 г. — Нагатинской), построенного для работников завода в 1937 г.

Шестиэтажный пятиподъездный дом № 31 был первым и единственным многоэтажным зданием в рабочем поселке Нагатино.

Для Цитирования:
, Фото: Pastvu.com, Трамвайчики, судостроители, ДК «Нагатино». Дом культуры. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: