Тракторостроение в России имеет давнюю историю. Возможно, ее следует начинать с далекого 1791 г. когда знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин изобрел трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими и одним направляющим колесами. В этой «коляске» изобретатель применил целый ряд механизмов и устройств, которые встречаются в современных тракторах: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик. Известно также, что в 1879 г. крестьянин Федор Абрамович Блинов получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Речь шла об изобретении гусеничного движителя. В 1888 г. тот же Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами. Он демонстрировал его на Саратовской ярмарке в 1889-м и на Нижегородской ярмарке в 1896 г.
К сожалению, массовый выпуск тракторов в царской России так и не был налажен. В 1913 г. в нашей стране насчитывалось всего 165 машин. Куда больше внимания развитию тракторостроения стало уделяться при советской власти. 1 апреля 1921 г. Совет Народных Комиссаров издал Декрет о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. Вскоре отечественная промышленность уже осваивала серийный выпуск тракторов. В 1922 г. появился сконструированный Е.Д. Львовым «Коломенец-1», годом позже – «Запорожец» инженера Л.А. Унгера, а в 1924-м Харьковский паровозостроительный завод освоил производство тяжелых гусеничных тракторов «Коммунар». «Коммунар» был скопирован с трактора WD-50 немецкой фирмы «Ганомаг», той самой, которая позже, в годы Второй мировой войны, будет поставлять вермахту полугусеничные бронетранспортеры. Тогда же в Ленинграде по американской лицензии стали производить трактор «Фордзон-Путиловец».
Гусеничные трактора имели двойное назначение: для сельского хозяйства и для армии, где они могли бы буксировать по бездорожью артиллерийские орудия. Для того чтобы провести индустриализацию сельского хозяйства и моторизацию Красной Армии, требовались новые производственные мощности. Поэтому было начато ускоренное строительство новых тракторных заводов. В 1930 г. заработал тракторостроительный гигант в Сталинграде, в 1931-м – в Харькове и в 1933-м – в Челябинске. Все они были оснащены импортированными из США производственными линиями. Несмотря на то что между Страной Советов и Соединенными Штатами еще не были установлены нормальные дипломатические отношения, заокеанский бизнес охотно пошел на деловое сотрудничество, поставляя в СССР новейшие по тому времени станки. С первой половины тридцатых годов история советского тракторостроения, военного и гражданского, вступила в период массового производства.