Валерий Борисович Хорхолюк — художник-прикладник, член Союза художников России. С 1982 года занимается керамикой. Работает в области малых форм. С 2014 года работает в Детской художественной школе г. Магнитогорска. В 1996–2014 годах преподавал в Магнитогорском государственном университете. Доцент кафедры декоративно-прикладных технологий технологического факультета. Работы находятся в собраниях Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Магнитогорской картинной галереи, в частных коллекциях России, Украины, Азербайджана, Израиля, Саудовской Аравии, Канады, Англии, Германии, Швейцарии, США и Японии.
Овладение человеком керамикой произошло в конце палеолита. И уже тогда наряду с утилитарными вещами (посудой) появляются художественные произведения — тотемные фигурки, а гораздо позже — игрушки и духовые музыкальные инструменты.
Духовые инструменты, изготовленные из глины или фарфора, были известны с глубокой древности. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в переводе с итальянского означает «гусенок». Это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота звучания.
На Руси инструменты такого типа народ называл просто свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Широкую известность приобрели абашевские, дымковские, филимоновские, каргопольские и скопинские игрушки-свистульки.
Игрушка-свистулька — это, по существу, соединение духового музыкального инструмента со скульптурой малых форм. Иными словами, подобная игрушка имеет художественную и утилитарную ценность. Оптимальное, гармоничное соединение этих двух функций является главной творческой задачей мастера-керамиста.
Прежде всего игрушка — это художественный образ, и он бывает очень сложным. В идеале свистковое приспособление не должно выделяться, портить внешний вид, и в то же время оно должно быть удобным при игре. По-разному решали эту проблему мастера народных промыслов.