По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Традиция и инновация в керамической игрушке-свистульке

Валерий Хорхолюк член Союза художников России
Ключевые слова:

Глина — один из самых доступных материалов. Являясь первоначально мягкой и податливой (пластичной), после сушки и обжига она приобретает обратные свойства — свойства камня, давая человечеству возможность передавать информацию о быте, культуре людей через века.

Валерий Борисович Хорхолюк — художник-прикладник, член Союза художников России. С 1982 года занимается керамикой. Работает в области малых форм. С 2014 года работает в Детской художественной школе г. Магнитогорска. В 1996–2014 годах преподавал в Магнитогорском государственном университете. Доцент кафедры декоративно-прикладных технологий технологического факультета. Работы находятся в собраниях Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Магнитогорской картинной галереи, в частных коллекциях России, Украины, Азербайджана, Израиля, Саудовской Аравии, Канады, Англии, Германии, Швейцарии, США и Японии.

Овладение человеком керамикой произошло в конце палеолита. И уже тогда наряду с утилитарными вещами (посудой) появляются художественные произведения — тотемные фигурки, а гораздо позже — игрушки и духовые музыкальные инструменты.

Духовые инструменты, изготовленные из глины или фарфора, были известны с глубокой древности. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в переводе с итальянского означает «гусенок». Это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота звучания.

На Руси инструменты такого типа народ называл просто свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Широкую известность приобрели абашевские, дымковские, филимоновские, каргопольские и скопинские игрушки-свистульки.

Игрушка-свистулька — это, по существу, соединение духового музыкального инструмента со скульптурой малых форм. Иными словами, подобная игрушка имеет художественную и утилитарную ценность. Оптимальное, гармоничное соединение этих двух функций является главной творческой задачей мастера-керамиста.

Прежде всего игрушка — это художественный образ, и он бывает очень сложным. В идеале свистковое приспособление не должно выделяться, портить внешний вид, и в то же время оно должно быть удобным при игре. По-разному решали эту проблему мастера народных промыслов.

Для Цитирования:
Валерий Хорхолюк, Традиция и инновация в керамической игрушке-свистульке. Дом культуры. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: