По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации*

Ю.В. Вертакова д-р экон. наук, проф., заведующий кафедрой региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск
В.А. Плотников д-р экон. наук, проф. кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

В статье рассмотрены вызовы Четвертой промышленной революции и обусловленные ею новые требования к качеству образования. Отмечается возрастание значимости информационных технологий в социально-экономических процессах, в частности — в образовании. В то же время авторы доказывают, что главное в образовании — это его результат, а не используемые образовательные технологии. Для качественного экономического образования необходимо активное использование не только новых «модных», но и традиционных образовательных технологий.

Литература:

1. Бодрунов С.Д. Ноономика. — М. : Культурная революция, 2018.

2. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики // Юго-Зап. гос. ун-т. — Курск, 2017.

3. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII международной конференции / под ред. В.П. Галенко, Н.А. Лобанова. — СПб., 2019.

4. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — № 4 (112).

5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016.

6. DeepMind created an IQ test for AI, and it didn’t do too well [Электронный ресурс]. — URL: https://www.weforum. org/ agenda/2018/07/deepmind-createda-test-to-measure-an-ai-s-ability-to-reason.

7. Lance Ng. What Microsoft and Google Are Not Telling You About Their A. I. Just how much of A. I. is artifi cial, and how much is manual labor? [Электронный ресурс]. — URL: https://medium.com/s/ story/what-microsoft-and-google-are-not-telling-you-abouttheir-ai-b609f5395a8e (дата обращения: 20.12.2019).

8. Popkova E., Sergi B. (eds) Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. — Vol. 87. — Springer, Cham, 2019.

В современных условиях, когда экономика и общество развиваются в условиях стремительно развертывающейся Четвертой промышленнотехнологической революции [2; 5 и др.], концепция которой во многом построена на проникновении во все социально-экономические процессы (а не только в производство) информационно-коммуникационных и, в частности, цифровых технологий [4; 8 и др.], особое значение должно уделяться образованию.

Для подтверждения подобной позиции есть множество аргументированных доказательств. Мы остановимся на одном — «технократическом». Действительно, если предположить, что критически важным элементом ядра нового, формируемого сегодня, технологического уклада будут информационные технологии [1], то инструменты обработки, передачи, накопления и хранения, визуализации и — самое главное — создания новой информации и новых знаний приобретают первостепенное значение. При этом, несмотря на важность и значимость технических средств работы с информацией, создавать действительно новое знание, базируясь на слабо формализуемых эвристиках, может пока что только человек.

Анонсируемые и активно продвигаемые сегодня системы так называемого искусственного интеллекта (ИИ, англ. artifi cial intelligence — AI) на самом деле вовсе не так совершенны, как указывается в рекламных проспектах компаний-разработчиков, а зачастую попросту являются результатом манипуляций и подтасовок реальных фактов [7]. Слабость имеющихся разработок и их несовершенство, по сравнению с интеллектом естественным, человеческим, вынужденно признает, например, один из мировых лидеров в создании коммерческих систем искусственного интеллекта — компания DeepMind (дочерняя структура Google).

Проведенные этой компанией экспериментальные тестирования ИИ с помощью стандартных IQ-тестов показали: «Результаты теста не были хорошими. Когда проблемы обучения и тестирования были сосредоточены на одних и тех же абстрактных факторах, системы работали хорошо, правильно отвечая на проблемы в 75 % случаев. Тем не менее ИИ работали очень плохо, если набор для тестирования отличался от обучающего набора, даже когда разница была незначительной... В конечном счете тест IQ команды показывает, что даже некоторые из самых современных ИИ не могут понять проблемы, которые мы не обучили их решать. Это означает, что мы, вероятно, еще далеки от общего ИИ».

Для Цитирования:
Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников, Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации*. Юрист ВУЗа. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: