Что такое традиционные народные художественные промыслы и традиционное прикладное искусство? Какими факторами объяснить то, что предметы традиционного прикладного искусства, представленные в сувенирных салонах крупных городов, нередко воспринимаются как китч? Почему такое отношение часто переносится на все традиционное прикладное искусство в целом? Как воспитать осознанное отношение к традиционному прикладному искусству — значимой части национальной художественной культуры? Вот несколько вопросов, осмыслению которых посвящена данная статья. На наш взгляд, прежде всего следует определить сущность понятий: «традиционные народные художественные промыслы», «традиционное прикладное искусство», «китч», выявить их взаимосвязи.
Традиционные народные художественные промыслы — промыслы, исторически сформировавшиеся более 150 лет назад и являющиеся духовной основой национального самосознания. Каждый традиционный народный художественный промысел обладает регионально-историческими художественно-технологическими, колористическими, конструктивными, эстетическими особенностями, которые закреплены в его школе, и отражает универсальные духовные ценности, являющиеся основой национальной идентичности народа.
К традиционным народным художественным промыслам относятся: «примитивные художественные ремесла», являющиеся традиционными, но не требующие специального образования (например, глиняная игрушка — дымковская, каргопольская; лозоплетение; войлоковаляние), что связано с относительной простотой технологического процесса создания их произведений; «традиционное прикладное искусство» — высокохудожественные виды традиционных народных художественных промыслов, где профильное высшее образование является необходимым условием их сохранения, возрождения и развития (лаковая миниатюрная живопись, художественное кружевоплетение, художественная вышивка и др.).
Традиционное прикладное искусство — понятие, введенное в научный оборот В.Ф. Максимович [4]. Это искусство, ключевая особенность которого — доминирующее значение непрерывающейся исторической народной художественной традиции. В уникальных произведениях традиционного прикладного искусства происходит соединение материального (технологии, сырье, обусловленное конкретным регионом, исторически сформировавшиеся формы организации производства и ассортимент изделий) и художественно-эстетического (духовно-нравственные основы, регионально-исторические художественно-технологические особенности).