По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Традиционное прикладное искусство в пространстве современного мегаполиса

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: ladybug90@yandex.ru

В современных условиях традиционное прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью национальной культуры, нередко становится китчем. Особенно ярко это проявляется в произведениях традиционных народных художественных промыслов, представленных в многочисленных сувенирных салонах крупных городов. В статье проанализирован вопрос значения педагогического метода «образовательное путешествие» как фактора, стимулирующего глубокое постижение сущностных особенностей и специфики традиционного прикладного искусства и его видов, выявления особенностей их бытования в условиях современной культуры.

Статья поступила 17.04.2018 г.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. — М.: Культурная революция; Республика, 2006. — 269 с.

2. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е Н. Образование в пространстве культуры: Монография / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. — СПб.: СПб АППО, 2012. — 176 с.

3. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коробкова Елена Николаевна. — СПб., 2004. — 232 с.

4. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения. [Электронный ресурс.] / В.Ф. Максимович // Декоративно-прикладное искусство и образование. — 2011. — № 1. — URL: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1.htm (Дата обращения — 17.04.2018).

5. Путин В.В. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп. [Электронный ресурс.] / В.В. Путин // Из послания Президента Федеральному Собранию. — URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/58087.htm (Дата обращения — 17.04.2018).

Что такое традиционные народные художественные промыслы и традиционное прикладное искусство? Какими факторами объяснить то, что предметы традиционного прикладного искусства, представленные в сувенирных салонах крупных городов, нередко воспринимаются как китч? Почему такое отношение часто переносится на все традиционное прикладное искусство в целом? Как воспитать осознанное отношение к традиционному прикладному искусству — значимой части национальной художественной культуры? Вот несколько вопросов, осмыслению которых посвящена данная статья. На наш взгляд, прежде всего следует определить сущность понятий: «традиционные народные художественные промыслы», «традиционное прикладное искусство», «китч», выявить их взаимосвязи.

Традиционные народные художественные промыслы — промыслы, исторически сформировавшиеся более 150 лет назад и являющиеся духовной основой национального самосознания. Каждый традиционный народный художественный промысел обладает регионально-историческими художественно-технологическими, колористическими, конструктивными, эстетическими особенностями, которые закреплены в его школе, и отражает универсальные духовные ценности, являющиеся основой национальной идентичности народа.

К традиционным народным художественным промыслам относятся: «примитивные художественные ремесла», являющиеся традиционными, но не требующие специального образования (например, глиняная игрушка — дымковская, каргопольская; лозоплетение; войлоковаляние), что связано с относительной простотой технологического процесса создания их произведений; «традиционное прикладное искусство» — высокохудожественные виды традиционных народных художественных промыслов, где профильное высшее образование является необходимым условием их сохранения, возрождения и развития (лаковая миниатюрная живопись, художественное кружевоплетение, художественная вышивка и др.).

Традиционное прикладное искусство — понятие, введенное в научный оборот В.Ф. Максимович [4]. Это искусство, ключевая особенность которого — доминирующее значение непрерывающейся исторической народной художественной традиции. В уникальных произведениях традиционного прикладного искусства происходит соединение материального (технологии, сырье, обусловленное конкретным регионом, исторически сформировавшиеся формы организации производства и ассортимент изделий) и художественно-эстетического (духовно-нравственные основы, регионально-исторические художественно-технологические особенности).

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Традиционное прикладное искусство в пространстве современного мегаполиса. Вопросы культурологии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: