По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Традиционная пища и диалог культур

Марушкина Надежда Сергеевна ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), Россия, 607220, Нижегородская обл., Арзамас, ул. К. Маркса, 36, e-mail: nmarushkina@bk.ru

В статье предлагается рассмотрение актуального на сегодняшний день вопроса национальной и этнической идентификации сквозь призму национальной традиции питания. Комплексные исследования процесса приема пищи в рамках культурологии на сегодняшний день представлены лишь небольшим количеством работ. В статье предпринимается попытка такого рода исследования. Процесс приготовления и приема пищи является частью бытовой сферы человеческой деятельности, и, по нашему мнению, находит отражение в особенностях национального характера. Традиционная пища является культурным концептом, неразрывно связанным с национальной концептосферой. Кризис традиционной пищи в условиях глобализации может привести к потере национального самосознания и утрате связи с культурой своей нации.

Литература:

1. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 216 с.

2. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 4. — С. 187–192.

3. Козлов А.И. Пища людей. — Фрязино: Век 2, 2005. — 272 с.

4. Кравченко С.А.(ред.) Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, востребованность гуманистической биополитики. — М.: МГИМО-Университет, 2014. — 198 с.

5. Марушкина Н.С. Концепт «Еда» в контексте диалога культур: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Марушкина Надежда Сергеевна. — Иваново, 2014. — 25 c.

6. Fischler C. Manger. Français, Européens et Américains face à l’alimentation, with Estelle Masson. — Paris, Odile Jacob, 2008. — 336 pp.

Статья поступила 07.04.2017 г.

Вопрос национальной и этнокультурной идентичности на сегодняшний день является одним из широко исследуемых вопросов в современном научном мире. Наряду с тем, что выявлено и изучено довольно много факторов, которые способствуют формированию национального самосознания, недостаточно внимания уделяется традиционной пище и национальной традиции питания в целом.

Известная поговорка «Человек есть то, что он ест» имеет не только сугубо биологический и физиологический смыслы, но и обладает рядом важных культурологических характеристик. По нашему мнению, традиционную пищу можно рассматривать как один из ключевых компонентов национальной идентичности. Пища, в особенности традиционная, давно перешла из базовой потребности человека в определенное сочетание культурных смыслов, отождествляющих человека и общество в их взаимосвязи. Процесс принятия пищи — это определенный культурный ритуал, посредством которого человек или осознает себя частью одной социальной общности, или обособляется от другой [5].

Культура в целом представляет собой систему, основным элементом которой многие ученые считают концепт. Согласно нашему определению, концепт представляет собой мысленное образование, сочетающее в себе язык, сознание и культуру [5]. Национально-культурный концепт в этой связи позволяет судить об особенностях национального характера, менталитета и культуры.

Для того, чтобы рассмотреть понятие «Еда» в качестве концепта необходимо выделить его характерные признаки — основной признак, пассивный признак и уровень внутренней формы. Основным признаком концепта «Еда» выступает процесс приема пищи. Данный признак является универсальным. Также к основному признаку данного концепта мы относим наименования различных блюд, напитков, продуктов и т. д. С этой стороны его можно рассматривать и как национальный концепт. К пассивному признаку концепта мы относим традиции и обычаи, связанные с приемом пищи, а также национальную традицию питания в целом. Для выделения внутренней формы концепта необходимо обратиться к этимологии. Наше исследование проводилось на материале русского, английского и немецкого языков. В данных языках лексема «еда» имеет общие индоевропейские корни и означает — есть значит питаться. Кроме того, нам видится схожесть глагола «есть» в смысле принимать пищу с глаголом «есть», то есть в буквальном смысле быть, находиться. Уровень внутренней формы концепта «Еда» таким образом оказывается связан с представлением есть значит быть, существовать. [5]. Таким образом, можно говорить о концепте «Еда» как о древнем концепте культуры, который является как универсальным общечеловеческим, так и национальным.

Для Цитирования:
Марушкина Надежда Сергеевна, Традиционная пища и диалог культур. Вопросы культурологии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: