Статья поступила 07.04.2017 г.
Вопрос национальной и этнокультурной идентичности на сегодняшний день является одним из широко исследуемых вопросов в современном научном мире. Наряду с тем, что выявлено и изучено довольно много факторов, которые способствуют формированию национального самосознания, недостаточно внимания уделяется традиционной пище и национальной традиции питания в целом.
Известная поговорка «Человек есть то, что он ест» имеет не только сугубо биологический и физиологический смыслы, но и обладает рядом важных культурологических характеристик. По нашему мнению, традиционную пищу можно рассматривать как один из ключевых компонентов национальной идентичности. Пища, в особенности традиционная, давно перешла из базовой потребности человека в определенное сочетание культурных смыслов, отождествляющих человека и общество в их взаимосвязи. Процесс принятия пищи — это определенный культурный ритуал, посредством которого человек или осознает себя частью одной социальной общности, или обособляется от другой [5].
Культура в целом представляет собой систему, основным элементом которой многие ученые считают концепт. Согласно нашему определению, концепт представляет собой мысленное образование, сочетающее в себе язык, сознание и культуру [5]. Национально-культурный концепт в этой связи позволяет судить об особенностях национального характера, менталитета и культуры.
Для того, чтобы рассмотреть понятие «Еда» в качестве концепта необходимо выделить его характерные признаки — основной признак, пассивный признак и уровень внутренней формы. Основным признаком концепта «Еда» выступает процесс приема пищи. Данный признак является универсальным. Также к основному признаку данного концепта мы относим наименования различных блюд, напитков, продуктов и т. д. С этой стороны его можно рассматривать и как национальный концепт. К пассивному признаку концепта мы относим традиции и обычаи, связанные с приемом пищи, а также национальную традицию питания в целом. Для выделения внутренней формы концепта необходимо обратиться к этимологии. Наше исследование проводилось на материале русского, английского и немецкого языков. В данных языках лексема «еда» имеет общие индоевропейские корни и означает — есть значит питаться. Кроме того, нам видится схожесть глагола «есть» в смысле принимать пищу с глаголом «есть», то есть в буквальном смысле быть, находиться. Уровень внутренней формы концепта «Еда» таким образом оказывается связан с представлением есть значит быть, существовать. [5]. Таким образом, можно говорить о концепте «Еда» как о древнем концепте культуры, который является как универсальным общечеловеческим, так и национальным.