Статья поступила 23.05.2016 г.
Тема сплочения российской нации является одной из ключевых в современном политическом дискурсе и одновременно одной из самых сложных. Последние данные социологических исследований показывают, что единство нации существенно укрепляется на фоне роста международной напряженности и внешнего давления. С 2012 по 2015 г. доля опрошенных, согласных с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23 % до 54 %. Ощущение сплоченности народа прежде всего объясняют тем, что жители страны всегда объединяются в трудные минуты (18 %). Чаще стали отмечать, что единство заложено в нашем менталитете (с 4 % в 2014 г. до 13 % в 2015 г.). И, напротив, реже сегодня в качестве объединяющих факторов указывают мирное сосуществование наций между собой (с 22 % в 2012 г. до 9 % в 2015 г.) и стремление к взаимопомощи (с 15 % до 7 % соответственно). Доля тех, кто не чувствует единения людей, в настоящее время составляет 35 % (с 56 % в 2012 г.)[1]1.
Нельзя утверждать, что позитивная мотивация совершенно не свойственна нашему общественному сознанию. Ценности, связанные с мирной повседневной жизнью, занимают значительное место в общественном сознании россиян. «Семья с большим отрывом лидирует среди самых значимых для россиян понятий. В первой пятерке, кроме безопасности и достатка, также мир и справедливость»[8]2. Важность семьи подтверждают 65 % соотечественников, безопасности и достатка — 46 и 38 % соответственно. При этом нынешняя молодежь, по сравнению с молодежью начала нулевых, «считается более целеустремленной и трудолюбивой. Среди целей, которые, по мнению россиян, ставит перед собой молодое поколение, — карьера, образование, деньги и материальный достаток» [6]. Проблема, на наш взгляд, в том, что «позитивное объединение» не достигает такого мобилизующего эффекта, как негативное; положительная мотивация имеет скорее «отложенный» характер, который сыграет свою важную роль, но в будущем.