Внедрение всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) в России зачастую сопровождается целым рядом проблем. Обозначим возникающие при этом препятствия и проанализируем возможности их преодоления.
В современном бизнесе конкурентоспособность предприятия (компании) зависит от качества его менеджмента. В России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете состоявшегося в 2012 г. вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны зарубежных компаний. Задача руководителей российских предприятий и компаний и проста, и сложна одновременно — не «изобретать велосипед», а постепенно и целенаправленно перенимать у зарубежных компаний более чем полувековой опыт управления, учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах отечественных предприятий-лидеров.
Сегодня арсенал инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает пополняться все новыми подходами: стандарты ИСО серии 9000, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), система Σ («Сигма»), структурирование функций качества (Quality Function Deployment), анализ характера и последствий отказов (Failure Mode and Eff ect Апаlуsis), модели самооценки организации Т. Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и не в последнюю очередь — концепция всеобщего управления качеством, TQM.
Подавляющее большинство предлагаемых подходов основаны на принципах всеобщего управления качеством. Аббревиатура TQM уже знакома российским менеджерам, однако для большинства из них суть этой системы (концепции) так и остается хотя и узнаваемой, но пока непознанной аббревиатурой. Безусловно, это явление временное — еще 12–15 лет назад мало кто в России применял термины «менеджмент» и «маркетинг», а сегодня это уже неотъемлемые атрибуты деятельности любого российского предприятия, от крупного до малого.