По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Торможение с эффектом

Ю. М. Ермаков д-р техн. наук, заслуженный изобретатель РСФСР, e-mail: transport@panor.ru
Ключевые слова:

Читая первый номер журнала «Изобретатель и рационализатор», вышедший в январе 1929 года, невольно проникаешься духом того далекого времени. Вот передовая статья «Наш журнал»: «Революция культурная и революция техническая – вот основные черты нашей эпохи переходного периода от капитализма к социализму, эпохи созидания и строительства социализма в нашей стране и Великой депрессии в странах капитала».

«У них, капиталистов, 1929 год – начало мирового кризиса и наступления фашизма, предвестник Второй мировой войны, у нас, в СССР, – год великого перелома…». И далее: «На культурном фронте пролетарские писатели и художники все явственнее завоевывают почетное, в борьбе заслуженное место. В области советской техники мы имеем только первые десятки Казанцевых и Трегеров».

Кто же они такие – Казанцевы, Трегеры, Матросовы? Простые механики. Их изобретения относятся к железнодорожному транспорту: машинисты Ф. П. Казанцев (1877–1940 гг.) и И. К. Матросов (1886–1965 гг.) изобрели новую тормозную систему подвижного состава; механик депо Д. С. Трегер (1883 – после 1925) – электрожезловую систему, исключавшую отправление на один перегон двух поездов.

Железная дорога всегда была символом прогресса, а в начале ХХ века стала символом революционных преобразований: «Наш паровоз вперёд лети, в коммуне остановка…». Но вот беда, тормозной путь был опасно длинным. Торможение и сцепка вагонов осуществлялись вручную. В составе обычно было три вагона или платформы с тормозными площадками – в начале, посередине и в конце. На каждой тормозной площадке в любую погоду дежурил кондуктор. По сигналу машиниста – три длинных гудка паровоза: «кондуктор, нажми на тормоза» (три коротких – «отпусти») – поездная прислуга начинала вращать штурвалы винтовых механизмов, поджимавших через систему рычагов тормозные колодки к ободьям колёс. Синхронность действий кондукторов зависела от профессионализма, слуха и реакции человека. Песенка из «Операции «Ы» – это как раз про такого кондуктора, а не про того, кто билеты продает.

С конца 1870-х гг. на железных дорогах внедрялась система тормозов американского предпринимателя Джорджа Вестингауза, получившего в 1869 г. патент США на железнодорожный тормоз, действующий посредством сжатого воздуха. Американскому патенту предшествовала российская привилегия 1859 г. инженера О. Мартина, не сумевшего реализовать своё изобретение.

В 1925 году на грузовых поездах взамен тормозов фирмы «Вестингауз» был применён тормоз с воздухораспределителем Казанцева. Машинист станции Челкар Актюбинской области Флорентий Пименович Казанцев приехал в Москву в 1922 г. с мешком, в котором находился кустарно изготовленный тормозной прибор. Практик без высшего образования, он хорошо знал пороки тормоза «Вестингауз» и годами вынашивал свой замысел. Казанцев показал прибор директору «Тормозного завода» Я. К. Ливену, бывшему токарю. Завод (ныне ОАО МТЗ «Трансмаш») создали в 1921 г. в цехах бывшего винно-водочного, а затем артиллерийского производства на Лесной улице. На фасаде кирпичного здания с пилястрами, карнизами и двумя невысокими башнями появилась вывеска «Московский тормозной завод». Газета «Правда» писала: «Создание производства тормозов – наш праздник. Это первый случай конкуренции продукции советского завода с продукцией таких мощных капиталистических фирм, как американская «Вестингауз» и немецкая «Кнорр-Бремзе». Завод организовал группу по доводке модели Казанцева. В специальном тормозном бюро под руководством тоже бывшего машиниста В. Л. Карвадского была разработана пробная партия тормозов для грузовых вагонов.

Для Цитирования:
Ю. М. Ермаков, Торможение с эффектом. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: