На протяжении последнего времени признанными лидерами среди основных субъектов международной торговли остаются Европейский союз (в числе ведущих региональных интеграционных группировок), а также Китай и США как наиболее крупные экспортеры (импортеры) товарной продукции.
Так, на долю ЕС приходится 32,7% общемирового вывоза товаров и 31,8% ввоза. При этом Китай лидирует среди отдельных стран (13,4% совокупного международного экспорта, 10,9% импорта), конкурируя с США (которые обеспечивают соответственно 8,8 и 13,5%, так как традиционно выступают крупнейшим в мире импортером товаров).
К 2020 г. на Европейский союз в мировом товарном экспорте приходилось 6,11 трлн долл. США, в том числе на внутрирегиональный обмен 3,81 трлн долл. США, на вывоз за пределы блока — 2,30 трлн долл. США [6–8]. Товарный вывоз Китая составил 2,49 трлн долл. США, Соединенных Штатов Америки — 1,65 трлн долл. США. Причем следует иметь ввиду, что с учетом (как допущение) Гонконга (специальный административный район КНР), показавшего 535,7 млрд долл. США, совокупный китайский экспорт товаров превысил 3 трлн долл. США [1, 2].
Схожая ситуация сложилась в области международного ввоза товарной продукции. Европейский союз обеспечил закупки товаров на 6,06 трлн долл. США, включая обмен внутри ЕС (3,54 трлн долл. США) и вне сообщества (2,52 трлн долл. США). Соединенные Штаты по импортным закупкам показали 2,57 трлн долл. КНР несколько отставала от них с суммой 2,07 трлн долл. США, а с учетом ввоза САР Гонконг (578,59 млрд долл. США) даже опережала конкурента — 2,65 трлн долл. США (здесь и далее подсчеты, см.: [6, 17]).
Тем не менее важно иметь в виду, что после мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. на протяжении последнего периода (с 2014 г.) отмечается постепенное замедление темпов роста мировой экономики и международной торговли. Более того, в последнее время существенное негативное влияние на международные торговые отношения оказывает распространение пандемии коронавируса, а также проведение администрацией США неопротекционистской политики, направленной на защиту американского товаропроизводителя. Так, по оценке Всемирной торговой организации, падение внешней торговли только за II квартал 2020 г. составил 18,5%. Согласно благоприятному прогнозу ВТО, по итогам 2020 г. внешнеторговый оборот сократится на 13% [3]. В свою очередь, торговые войны Д. Трампа, по оценке МВФ, обошлись планете в 700 млрд долл. США. В результате запущен процесс деглобализации и фрагментации мирового рынка. Как следствие, активно формируются региональные центры торговли: североамериканский вокруг США, европейский — вокруг Германии и азиатский — вокруг Китая [4, 5, 9].