По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.038

Топливная экономичность автомобиля с механической трансмиссией

Е. В. Волков канд. техн. наук, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия, e-mail: 375199@mail.ru

Для оценки эффективности использования топлива для выполнения транспортной работы автомобилями используют различные параметры и характеристики, которые могут быть определены как экспериментальными, так и расчётными методами. В статье рассмотрены расчётные методы исследования влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобилей с механической трансмиссией.

Литература:

1. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов / А.И. Гришкевич. — Минск. : Высш. шк., 1986. — 208 с.

2. Волков Е.В. Теория эксплуатационных свойств автомобиля: учебник для вузов / Е.В. Волков. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 284 с.: Текст: непосредственный.

Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Расчётные методы оценки топливной экономичности автомобиля основаны на том, что в каждый момент времени режимы движения автомобиля определяются номером включённой передачи в коробке передач механической трансмиссии, параметрами рабочего процесса двигателя (частотой вращения коленчатого вала и крутящего момента), весовыми и компоновочными параметрами автомобиля, силами сопротивления (дороги, воздуха и инерции) и другими (внешними) факторами, не зависящими от конструкции автомобиля: рельефом местности, интенсивностью движения, типом и состоянием дорожного покрытия, климатическими условиями и др.

Современные автомобили в основном комплектуются многоцилиндровыми, поршневыми, бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), работающими на углеводородном топливе. В таких двигателях все рабочие процессы превращения химической энергии топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала происходят непосредственно в цилиндре двигателя при сгорании топливо-воздушной смеси (ТВ-смеси) за счет возвратно-поступательного движения поршня, поэтому они называются тепловыми. В многоцилиндровом двигателе коленчатый вал суммирует усилия от поршней всех цилиндров через кривошипно-шатунный механизм. При этом цилиндры работают на коленчатый вал поочерёдно, но в любом многоцилиндровом двигателе в каждом его цилиндре в отдельности происходят одни и те же рабочие процессы. Отличительной особенностью поршневого двигателя является то, что топливо в нём сжигается не беспрерывно, а отдельными порциями. Одноразовая (цикловая) порция топлива (на один акт сгорания в цилиндре) в смеси с соответствующим количеством воздуха, перемешанная с остаточными газами, называется топливо-воздушным зарядом (ТВ-заряд). При сжигании ТВ-заряда в двигателе происходит ряд энергетических преобразований, которые принято называть рабочими процессами, которые протекают один за другим в строгой последовательности, периодически повторяющиеся от одного цикла сгорания заряда к другому.

Для Цитирования:
Е. В. Волков, Топливная экономичность автомобиля с механической трансмиссией. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала