Прозрачностью бизнеса, холодным анализом управленческой отчетности, если таковая вообще ведется, и просчитанными в вариациях стратегиями роста (хотя бы на грядущий год), похвастаться не могут даже столичные клиники с миллиардными оборотами, что уж говорить о более скромных региональных игроках. От скрупулезного самоанализа провайдеров медуслуг отвлекает действительность, надо заметить, весьма комфортная: выручка растет в среднем на 14 % в год, что заметно выше рынка, EBITDA (вернее то, что под этим термином понимают управленцы клиник) может достигать 30–40 %. А подавляющее большинство собственников, похоже, всё еще не воспринимают медицинский бизнес всерьез. Скоро всё изменится, утверждают опрошенные эксперты.
«Вы немного занизили нашу выручку. Я понимаю, почему так вышло, — все наши предприятия малые, поэтому чтобы не подпасть под НДС, мы перераспределяем выручку между разными юрлицами. СПАРК не видит реальных цифр. Но мы планируем выход на IPO, так что скоро, я надеюсь, вы получите реальные показатели», — сопроводил первый за три года ответ на запрос Аналитического центра Vademecum владелец одной из региональных клиник, занимающей в нашем топ-100 не последнее место.
Бесхитростная, в общем-то, логика визави не столько демонстрирует уровень «зрелости» рынка — этим как раз удивить трудно, сколько в очередной раз подтверждает необходимость выводить игроков на открытый разговор. Если не с нами или с контрагентами, то хотя бы с самими собой.
Преследуя те же самые цели, т. е. в поисках честности, в этот раз мы усложнили традиционную анкету, добавив в перечень интересующих нас данных такие финансовые показатели, как EBITDA (операционная прибыль группы компаний или компании до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации), рентабельность по EBITDA и like for like. Последний инструмент нужен для сравнения выручки за отчетный и предыдущий периоды одних и тех же подразделений бизнеса, т. е. без учета новых точек и M&A.