Комплектный электропривод двигателя постоянного тока ТРС-ДПТ (тиристорный регулятор скорости двигателя постоянного тока) обеспечивает выполнение задач управления двигателем постоянного тока (ДПТ):
• плавный пуск с ограничением пускового тока якоря;
• регулирование частоты вращения вала двигателя путем регулирования напряжения питания обмотки якоря и обмотки возбудения (двухзонное регулирование);
• изменение направления вращения с ограничением тока и крутящего момента;
• торможение противовключением (реверсом).
Общий случай рабочего цикла привода представлен на рис.1.
После получения команды на запуск двигателя электропривод плавно увеличивает напряжение питания обмотки якоря от нуля до заданного значения, при этом двигатель плавно без рывков и ударов разгоняется до рабочей скорости. Во время пуска ток двигателя (а значит, и крутящий момент) автоматически ограничивается системой управления, что обеспечивает максимально щадящий режим для питающей сети и механической части привода.
После окончания разгона вал электродвигателя вращается в направлении «Вперед». Изменяя сигнал задания, можно регулировать частоту скорости вращения вала.
Далее после получения команды на реверс напряжение питания обмотки якоря плавно уменьшается до нуля и меняет полярность, за счет чего происходит изменение направления вращения вала. Наконец, после подачи команды на остановку происходит торможение противовключением – кратковременная подача напряжения обратной полярности, за счет которого формируется тормозной момент.
На рис. 3 представлена функциональная схема реверсивного электропривода.
Здесь для питания обмотки якоря установлены два выпрямительных моста, один из которых работает при вращении вперед, другой – при вращении назад. Реверс по цепи якоря наиболее предпочтителен, однако в ряде случаев с целью удешевления устройства реверс может выполняться по цепи возбуждения (вторым тиристорным мостом или просто пускателями).