По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Типы стратегий управления муниципальным образованием

Вера Николаевна Попова кандидат экономических наук, г. Москва

Выбор муниципальной стратегии управления обусловлен неполитическими факторами. Считается, что предпочтение той или иной стратегии — результат влияния нескольких факторов. В их числе: степень пространственной изоляции, возможность использования жителями природных ресурсов, зависимость муниципалитета от федерального финансирования. В зависимости от степени влияния того или иного фактора выбирается тот или иной тип стратегии управления.

Литература:

1. Жуков Д. С., Сельтцер Д. Г. Системная динамика российской региональной элиты (1985–2019 гг.): альтернативные сценарии// Журнал политических исследований. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 40–74.

2. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. — СПб.: Интерсоцис, 2006.

3. Кордонский С. Г. Россия. Поместная федерация. — М.: Европа, 2010.

4. Михеев Д. С. К вопросу о «вмешательстве» государственной власти в дела местного самоуправления//Муниципальное имущество: экономика, право, управление. — 2021. — № 2. — С. 36–39.

5. Плюснин Ю. М. Факторы развития местного самоуправления. Оценка значения изоляции и изоляционизма//Вопросы государственного и муниципального управления. — 2008. — № 3. — С. 38–50.

6. Позаненко А. А. Механизмы отчуждения власти от граждан в муниципальных районах//Отечественные записки. — 2012. — Т. 47, № 2. — С. 321–328.

7. Попадюк Н. К. Возможные сценарии развития местного самоуправления в посткризисный период//Самоуправление. — 2021. — Т. 127, № 5. — С. 39–43.

8. Рогозин Д. М., Ипатора А. А., Галиева Н. И. Этнографическое интервью. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

9. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке. — Новосибирск: Наука, 1986.

10. Семенов М. И. Государственное вмешательство как ограничение самостоятельности местного самоуправления//Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 2. — С. 19–25.

11. Упоров И. В., Турицын И. В. Местное самоуправление в России: европейский вектор 1990-х годов уступает традиционному централизму государственного управления// Право и практика. — 2020. — № 1. — С. 23–28.

12. Чирикова А. Е., Ледяев В. Г. Главы малых российских городов: лидерство и эффективность управления//Мир России. — 2021. — Т. 30, № 1. — С. 29–48.

13. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной сельской России//Качественные методы в полевых социологических исследованиях. — M.: Logos, 1999. — С. 317–371.

Муниципальная стратегия управления — способ взаимодействия местных органов власти с органами государственной власти и с жителями. В числе ключевых и приоритетных для муниципальных лидеров могут выступать разные задачи, в числе которых — эффективное решение местных вопросов и реальная поддержка населения, поддержка статуса, личное обогащение или карьерный статус. В зависимости от того, что для представителей органов власти является приоритетным, выбирается та или иная управленческая стратегия.

Стоит отметить, что попытки классифицировать управленческие стратегии могут быть несколько идеализированными, поскольку они не могут носить абсолютно односторонний характер, а их выбор может быть обусловлен влиянием сразу нескольких факторов. Однако в управленческих стратегиях все же прослеживается тенденция к тому или иному стилю управления. В связи с этим можно выделить следующие типы управленческих стратегий:

1) реальное местное управление;

2) «поместное» управление;

3) «советское» управление;

4) политизированное управление.

В соответствии с используемым типом управления муниципалитеты можно разделить также на 4 типа:

1) реальное самоуправление;

2) муниципалитеты-поместья;

3) «советские» муниципалитеты;

4) политизированные муниципалитеты.

Итак, на выбор той или иной стратегии могут влиять различные факторы — как внешние, так и внутренние.

- Реальное местное самоуправление. К этому типу относятся муниципалитеты, где управление осуществляется «по всем правилам». Местное общество — жители муниципалитета — реально участвуют в самоуправлении. Местная власть, в свою очередь, автономна от органов государственной власти. Основными задачами местного самоуправления является жизнеобеспечение граждан, решение их проблем. Органы муниципальной власти несут реальную ответственность перед населением, в то время как перед государством такая ответственность — формально-учетная.

- «Поместное» управление. Муниципалитеты, в которых выбирается данная стратегия управления, по сути, являются «поместьями» крупных предпринимателей или чиновников. Глава администрации является собственником крупного бизнеса (оформленного на членов семьи и родственников), в рамках которого контролирует всю экономику в округе. Полнота власти в руках муниципального лидера в соединении с монополизацией местной экономики создает ситуацию «поместного управления», когда глава администрации выступает в роли «всесильного помещика». Как правило, такой «помещик» имеет «мандат» от региональной власти и в начале своей карьеры «закреплен» на территории муниципалитета.

Для Цитирования:
Вера Николаевна Попова, Типы стратегий управления муниципальным образованием. Глава местной администрации. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала