К числу показателей, характеризующих грузовое автотранспортное средство, относятся масса транспортного средства и нагрузки на оси транспортного средства [1]. Допустимые массы и допустимые нагрузки на оси для различных типов транспортных средств определены названными Правилами и приведены в приложениях 2 и 3 к ним. Фактическая масса ТС и фактические нагрузки на оси могут превышать установленные допустимые, что может быть определено в результате проведения весового контроля транспортных средств. Весовой контроль может быть проведен либо грузоотправителем, либо перевозчиком в процессе погрузки транспортного средства и (или) уполномоченными органами контроля при движении транспортного средства по автомобильной дороге. В большинстве публикаций по весовому контролю транспортных средств величины превышения допустимых массы и (или) нагрузок на оси именуют перегрузом [2–3].
Целью данного исследования является анализ понятия перегруза на грузовом автотранспорте, его уточнения и закрепления за ним однозначного терминологического определения.
Анализ содержания публикаций в области весового контроля транспортных средств свидетельствует о наличии ряда проблем, являющихся следствием перегруза транспортных средств.
В частности, основой для негодования перевозчиков в публичном пространстве являются фиксируемые средствами контроля превышения нормативных значений допустимых масс транспортных средств и (или) допустимых нагрузок на оси транспортных средств, влекущие наложение на владельцев транспортных средств значительных штрафов и задержание транспортных средств до устранения выявленных превышений при том, что недогруз по грузоподъемности у таких транспортных средств доходит до 20%.
Самих же перевозчиков в публикациях укоряют за их стремление к перегрузу в погоне за прибылью, чем к тому же способствуют преждевременному износу АТС, дорожного полотна и возникновению аварии.
Например, в исследованиях указывается на то, что: в следствии перегруза высок уровень риска поломки транспортного средства, разрушения узлов и силовых конструкций [5]; перегруз ведет к аварийной ситуации в связи с увеличением тормозного пути [6]; одной из основных причин возможного затруднения организации движения транспорта является несоблюдение водителями транспортных средств требований норм оптимальной загрузки автомашины (перегруз), в связи с чем должна быть изучена проблематика влияния перегруза автомобиля на возникновение дорожно-транспортного происшествия на автодороге [4].