По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.135 DOI:10.33920/igt-01-2511-07

Терминологические аспекты товарной политики организаций

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики факультета маркетинга, РАНХиГС, проф. кафедры менеджмента, ГАУГН
И.К. Крысенко студентка 4-го курса специальности «торговое дело» факультета маркетинга Института управления программы бакалавриата международной коммерции, Президентская академия (РАНХиГС), г. Москва

В статье рассмотрены определения термина «Товарная политика», сформулированные различными российскими авторами. Установлено значительное многообразие этих определений, однако большинство из них не раскрывают сущности и назначения товарной политики, а также не соответствуют стандартизированному определению термина «политика», приведенному в международном стандарте. Приведено авторское определение термина и дано обоснование этому определению.

Литература:

1. ГОСТ ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — URL: https://rustestm.ru/wp-content/uploads/2021/10/gost-r-iso-9000-2015-sistemy-menedzhmenta-kachestva-osnovnye-polozheniya-i-slovar.pdf (дата обращения: 15.10.2025).

2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 4488-ФЗ.

3. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 4489-ФЗ.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 г. № 4917 «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года».

5. Парамонова Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич; под ред. д. э. н., проф. Т.Н. Парамоновой. — 4-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. — 282 с. ISBN 978-5-394-051180.

6. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник / В.А. Алексунин. — 6-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2016. — 216 с.

7. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2010. — 656 с.

8. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2001. — 448 с. — ISBN 5-93211-008-2.

9. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009. — 688 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

10. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2009. — 672 с. ISBN 978-5-390-00336-7.

11. Гарипова Г.И. Товарная политика: учебно-методическое пособие / Г.И. Гарипова, А.М. Нигметзянова Л.Ю. Махоткина; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. — Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. — 96 с. — ISBN978-5-7882-2736-8.

12. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Epeмин. — М.: КНОРУС, 2009. — 656 с. — ISBN 978-5-390-00337-4.

13. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 455 с. пособие. — 2-е изд., доп. (Высшее образование). — ISBN 978-5-16-002841-5.

14. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 978-5-469-00172-0.

15. Николаева М.А. Товарная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.А. Николаева. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 256 с. — ISBN 978-5-91768-615-8.

16. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 232 с. — ISBN 5-98032-914-5.

17. Чернов С.А. Маркетинговая и товарная политика: учебное пособие / С.А. Чернов, Н.В. Агаркова. — Донецк: ДонАУиГС, 2017. — 263 с.

18. Чернышева А.М. Промышленный (B2B) маркетинг: учебник и практикум для вузов / А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 472 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный. — ISBN 978-5-534-13680-7.

1. GOST ISO 9000-2015 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozhenija i slovar’». — URL: https://rustestm.ru/wp-content/uploads/2021/10/gost-r-iso-9000-2015-sistemy-menedzhmenta-kachestva-osnovnye-polozheniya-i-slovar.pdf (data obrashhenija: 15.10.2025).

2. Federal’nyj zakon «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» ot 31.12.2014 № 4488-FZ.

3. Federal’nyj zakon «O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2020 № 4489-FZ.

4. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 10.08.1998 g. № 4917 «O Koncepcii gosudarstvennoj politiki v oblasti zdorovogo pitanija naselenija Rossijskoj Federacii na period do 2005 goda».

5. Paramonova T.N. Marketing torgovogo predprijatija: Uchebnik dlja bakalavrov / T.N. Paramonova, I.N. Krasjuk, V.V. Lukashevich; pod red. d.je.n., prof. T.N. Paramonovoj. — 4-e izd., ster. — M.: Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2023. — 282 s. — ISBN 978-5-394-051180.

6. Aleksunin V.A. Marketing: uchebnik / V.A. Aleksunin. — 6-e izd. — M.: ITK «Dashkov i K°», 2016. — 216 s.

7. Pankruhin A.P. Marketing: uchebnik / A.P. Pankruhin. — M.: Omega-L, 2010. — 656 s.

8. Nikolaeva M.A. Marketing tovarov i uslug: Uchebnik. — M.: Izdatel’skij Dom «Delovaja literatura», 2001. — 448 s. — ISBN 5-93211-008-2

9. Bagiev G.L., Moiseeva N.K., Cherenkov V.I. Mezhdunarodnyj marketing: Uchebnik dlja vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. — SPb.: Piter, 2009. — 688 s.: il. — (Serija «Uchebnik dlja vuzov»).

10. Beljaev V.I. Marketing: osnovy teorii i praktiki: uchebnik / V.I. Beljaev. — 3-e izd., ster. — M.: KNORUS, 2009. — 672 s. — ISBN 978-5-390-00336-7.

11. Garipova G.I. Tovarnaja politika: uchebno-metodicheskoe posobie / G.I. Garipova, A.M. Nigmetzjanova L.Ju. Mahotkina; Minobrnauki Rossii, Kazan. nac. issled. tehnol. un-t. — Kazan’: Izd-vo KNITU, 2019. — 96 s. — ISBN978-5-7882-2736-8.

12. Erjomin V.N. Marketing: osnovy i marketing informacii: uchebnik / V.N. Epemin. — M.: KNORUS, 2009. — 656 s. — ISBN 978-5-390-00337-4.

13. Zajcev N.L. Jekonomika, organizacija i upravlenie predprijatiem: Ucheb. — M.: INFRA-M, 2008. — 455 s. posobie. — 2-e izd., dop. (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-16-002841-5.

14. Maslova T.D., Bozhuk S.G., Kovalik L.N. Marketing: Uchebnik dlja vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. — SPb.: Piter, 2008. — 384 s.: il. — (Serija «Uchebnik dlja vuzov»). — ISBN 978-5-469-00172-0.

15. Nikolaeva M.A. Tovarnaja politika: uchebnik dlja bakalavriata i magistratury / M.A. Nikolaeva. — Moskva: Norma: INFRA-M, 2024.-256 s. — ISBN 978-5-91768-615-8.

16. Nozdreva R.B., Krylova G.D., Sokolova M.I. Marketing: ucheb. posobie. — M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2005. — 232 s. — ISBN 5-98032-914-5.

17. Chernov S.A. Marketingovaja i tovarnaja politika: uchebnoe posobie / S. A. Chernov, N. V. Agarkova. — Doneck: DonAUiGS, 2017. — 263 s.

18. Chernysheva A.M. Promyshlennyj (B2B) marketing: uchebnik i praktikum dlja vuzov / A.M. Chernysheva, T.N. Jakubova. — 2-e izd. — Moskva: Izdatel’stvo Jurajt, 2020. — 472 s. — (Vysshee obrazovanie). — Tekst: neposredstvennyj. — ISBN 978-5-534-13680-7.

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.10.2025

Дата принятия рукописи в печать: 23.10.2025

На современном этапе экономического развития России большое внимание уделяется разработке политик на разных уровнях: государственном, отраслевом, фирменном и индивидуальном. Это принципиально отличает рыночную экономику России от советского периода страны, когда разрабатывалась и принималась на партийном съезде только государственная политика на очередную пятилетку. «Основные направления развития народного хозяйства СССР на период». Необходимо отметить, что этот документ играл решающую роль в развитии и совершенствовании всех отраслей народного хозяйства страны. На него ориентировались при составлении долгосрочных и краткосрочных планов все организации страны плановой экономики, однако такие планы не назывались политикой.

Следует отметить, что первоначально термин «политика» практиковался в единственном числе и только на государственном уровне.

Однако в 70-80-х годах XX века термин «политика» стал применяться и в более широком смысле для разных уровней экономической деятельности. Учитывая многообразие сфер, на которые распространялся термин «политика», его стали использовать и во множественном числе. Впервые стандартизированный термин «политика в области качества» был принят в ГОСТ ИСО 9000-1987 «Управление качеством» и определялся как «намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим организации в области качества».

В последней версии этого стандарта из серии 9000 ГОСТ ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» дано определение термина «политика»1.

«Политика — намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством».

В настоящее время термин «политика» широко используется в различных сферах экономической и социальной деятельности, о чем свидетельствует принятие федеральных законов, постановлений правительства и других нормативных актов2,3,4.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, И.К. Крысенко, Терминологические аспекты товарной политики организаций. Товаровед продовольственных товаров. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: