Прежде всего необходимо отметить, что Волжский автомобильный завод является самым высоко локализованным автопроизводителем полного цикла в стране. Сегодня группа «АвтоВАЗ» имеет основной завод в Тольятти Самарской области, заводы в Ижевске и Санкт-Петербурге. В состав нашей компании входит крупнейший инжиниринговый центр, где несколько тысяч инженеров разрабатывают новые модели автомобилей. Десятки тысяч сотрудников обеспечивают в целом разработку, производство, дистрибуцию самых востребованных автомобилей на рынке Российской Федерации.
От стабильной работы «АвтоВАЗа» зависит в разной степени финансовое положение 1650 поставщиков с численностью работающих более 500 тыс. человек. Кроме того, с предприятием неразрывно связаны более 300 дилерских центров, логистические комплексы, магазины запасных частей по всей стране. В целом порядка 1 млн рабочих мест в нашей стране связаны с Волжским автомобильным заводом. На протяжении многих лет мы удерживаем лидерство на рынке, и в этом году почти 40 % всех проданных новых машин — это автомобили LADA. На текущий год запланировано производство более 400 тыс. автомобилей, а в следующем году нам предстоит произвести уже более 500 тыс.
Важно подчеркнуть, что прошлый, 2022 г. стал без преувеличения решающим в судьбе нашего предприятия. С мая 2022 г. основным акционером является государство, совет директоров предприятия возглавил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, министр промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров. А президентом «АвтоВАЗа» стал Максим Юрьевич Соколов, в свое время успешно возглавлявший Министерство транспорта РФ.
В условиях разрыва логистических цепочек поставок комплектующих изделий в связи с введением санкций со стороны недружественных государств в прошлом году завод работал крайне нестабильно. Производственные подразделения отработали чуть больше половины — 53 % фонда рабочего времени. По итогам 2022 г. было произведено только порядка 220 тыс. автомобилей — на 55 % меньше по сравнению с предыдущим, 2021 г. На предприятии в мае было полностью приостановлено производство автомобилей на всех линиях главного конвейера, а с июня 2022 г. на три месяца был введен режим неполной четырехдневной рабочей недели. Для работников нашего предприятия неоднократно объявлялся простой, к сожалению, с оплатой в две трети заработной платы. И первоочередной задачей в этот момент для руководства предприятия и для властей всех уровней стало сохранение трудового коллектива и обеспечение занятости работников.