Дата поступления рукописи в редакцию: 04.09.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2024.
Феномен «ресурсного проклятия» (или парадокс изобилия) предполагает, что страны, богатые природными ресурсами, особенно нефтью и газом, часто демонстрируют замедленный экономический рост, слабое развитие институциональной среды и низкий уровень демократизации общества. Вопреки позитивной точке зрения известного классика Адама Смита1 и Уолтера Ростоу2 , автора теории стадий экономического роста, а также других ученых-экономистов, которые подчеркивали ведущую роль природных ресурсов в экономическом развитии, большинство исследований подтверждают, что изобилие природных ресурсов или зависимость от них не гарантируют экономического успеха и не являются обязательным условием для него (табл. 1). Качество управления, институциональная среда, инвестиции в человеческий капитал и способность экономики к инновациям играют гораздо более важную роль в достижении устойчивого и долгосрочного экономического роста.
Из таблицы видно, что Ирак (43,45%) и Иран (30,45%) имеют самые высокие доли доходов от природных ресурсов в ВВП среди представленных стран. При этом обе страны показывают низкий уровень ВВП на душу населения и сталкиваются с отрицательными темпами роста (Ирак) или нестабильным экономическим развитием (Иран). Исходя из этого, можно сделать вывод, что высокая зависимость от природных ресурсов часто коррелирует с низким уровнем ВВП на душу населения и отрицательными темпами роста. Страны с умеренной зависимостью, такие как Австралия и Канада, показывают, что можно успешно использовать природные ресурсы, если они сопровождаются диверсификацией экономики и высоким уровнем развития институтов.
Впервые тезис том, что изобилие природных ресурсов может негативно сказываться на экономическом развитии, особенно в развивающихся странах, был обоснован и введен в научный оборот Ричардом М. Оти (Richard M. Auty) в его работе Sustaining Development in Mineral Economies: The Resource Curse Thesis (1993) [8]. Анализируя страны — производители нефти, автор приходит к выводу, что нефтяные доходы часто приводят к эффекту «голландской болезни» (или эффекту Гронингена), когда значительный приток валютных поступлений от экспорта сырья приводит к укреплению национальной валюты, одновременно делая другие секторы, такие как производство и экспорт готовой продукции, менее конкурентоспособными на международных рынках. В результате происходит деиндустриализация, и экономика становится еще более зависимой от сырьевого сектора.