Тема влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки, которая всегда была актуальна, в настоящее время становится еще более значимой, поскольку и у таможенных, и у судебных органов накапливается опыт в этих вопросах, соответственно, достигается бóльшая глубина при изучении конкретных случаев. Законодательство по теме взаимосвязи между продавцом и покупателем и ее влияния на стоимость сделки с 2006 г. почти не менялось, однако правоприменительная практика претерпела существенные изменения.
Вначале все же обозначу те незначительные изменения, которые произошли на уровне законодательства. С 1 июля 2019 г. вступает в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости». В соответствии с этим документом декларацию таможенной стоимости необходимо заполнять только при наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем, в противном случае ДТС не заполняется. Практика покажет, будет ли толковаться как заявление недостоверных сведений незаполнение ДТС в случае, если все-таки впоследствии выявится наличие взаимосвязи.
Хочу обратить внимание на следующий момент: по действующему законодательству, обязанность декларанта по представлению доказательств наличия или отсутствия взаимосвязи не установлена. В связи с этим многие компании не уделяют достаточного внимания этому вопросу, в частности, полагаясь на таможенного представителя, услуги которого используются (часто даже не зная, что заявляет их таможенный представитель в ДТС, это выясняется уже при таможенной проверке). Однако, несмотря на отсутствие в законодательстве обязанности по представлению таких доказательств, существует общее требование: декларант (таможенный представитель) при таможенном декларировании обязан заявить о наличии (заполнением ДТС) или отсутствии взаимосвязи, то есть компания в любом случае должна определиться, есть у нее взаимосвязь с продавцом или нет, поэтому рекомендуется документально фиксировать, что анализ наличия взаимосвязи проводился. Сложности в этом вопросе возникают в том числе в связи с тем, что не все установленные критерии взаимосвязи математически точные, и, соответственно, при определении их наличия или отсутствия остается возможность субъективной оценки. Например, в чем может выражаться на практике наличие косвенного контроля третьего лица в отношении продавца и покупателя?