По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теория конкурентного преимущества стран М. Портера в контексте глобализации международных торговых отношений

Ждановских Р. М. ассистент кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

Автор рассматривает в упрощенном виде аспекты экономической теории конкурентного преимущества стран М. Портера на примере сокращения газового экспорта из РФ в ЕС, в том числе предложен седьмой определитель, влияющий на конкурентоспособность.

Литература:

1. Гладков, И. С. Международная товарная торговля: новые тренды // Власть. — 2024. — Т. 32. — № 5. — С. 143–149.

2. Гладков, И. С. Международная торговля: основные тренды за первые 20 лет XXI века (2001–2020 гг.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2021. — № 2 (30). — С. 16–27.

3. Гладков, И. С. Внешнеторговые связи Германии: тренды прошедшего десятилетия // Власть. — 2022. — Т. 30. — № 3. — С. 177–184.

4. Ждановских, Р. М. Повышение надежности и стабильности газового экспорта из России в страны дальнего зарубежья // Власть. — 2019. — Т. 27. — № 1. — С. 167–169.

5. Ждановских, Р. М. Проблема обеспечения надежности российского газового экспорта в дальнее зарубежье // Международная торговля и торговая политика. — 2020. — Т. 6. — №2 (22). — С. 117–130.

6. Портер, М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.

7. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Пер. с англ. — СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. — 702 с.

1. Gladkov, I. S. International commodity trade: new trends. Power. 2024, Vol. 32, No. 5, pp. 143–149.

2. Gladkov, I. S. International trade: main trends for the fi rst 20 years of the 21st century (2001–2020). Economic and social-humanitarian studies. 2021, No. 2 (30), pp. 16–27.

3. Gladkov, I. S. Foreign trade relations of Germany: trends of the past decade. Power. 2022, Vol. 30, No. 3, pp. 177–184.

4. Zhdanovskikh, R. M. Improving the reliability and stability of gas exports from Russia to foreign countries. Power. 2019, Vol. 27, No. 1, pp. 167–169.

5. Zhdanovskikh, R. M. The problem of ensuring the reliability of Russian gas exports to foreign countries. International trade and trade policy. 2020, T. 6, No. 2 (22), pp. 117–130.

6. Porter, M. International competition: Competitive advantages of countries. M.: International Relations, 1993, 896 p.

7. Williamson, O. Economic institutions of capitalism: Firms, markets, "relational" contracting. Translated from English. St. Petersburg: Lenizdat; CEV Press, 1996, 702 p.

Известный американский экономист Майкл Портер в своей обширной научной работе ввел шесть детерминант конкурентных преимуществе компаний и целых отраслей, занимающихся производством и логистикой своей продукции, в том числе экспортной. Для характеристики этих преимуществ он даже предложил так называемый конкурентный «ромб», часто именуемый им «ромбом» национальных конкурентных преимуществ, или национальным «ромбом» Портера [6].

К предложенным детерминантам, как отмечалось в его работе, он отнес: стратегию и конкуренцию компаний, факторы производства, родственные и поддерживающие отрасли, условия спроса, роль государства и случайные события. В упрощенном виде взаимосвязь между перечисленными детерминантами можно представить дополненным «ромбом», как показано на рисунке.

В дополненном «ромбе» можно выделить четыре определяющих фактора конкурентного преимущества, которые образуют базовый «ромб». Вкратце рассмотрим каждый из них. Под факторами производства М. Портер подразумевал местные рыночные возможности и ресурсы, в том числе природные и внутреннюю рабочую силу, назвав их ключевыми факторами. К ним он добавил такие важные параметры, как инвестиции в образование, технологии и инфраструктуру, а также труд высокой квалификации. Такой пропорциональной суммой факторов можно установить, какую продукцию стране необходимо экспортировать, а какую — импортировать.

Под детерминантом «условия спроса» подразумевались местные рыночные условия спроса. М. Портер предполагал, что внутренний рынок страны является главным для инноваций, обеспечивая стабильное конкурентное преимущество. Именно внутренние рынки развитых стран вынуждают компании заниматься инновационными технологиями и производить новые продукты.

Детерминант «родственные и поддерживающие отрасли» подразумевает наличие местных (смежных) поставщиков и дополнительных отраслей. Действительно, большие компании стремятся получить дополнительные прибыли, привлекая к производству элементов и узлов своей продукции специализированные фирмы из вспомогательных и смежных отраслей. Причем «смежников» находят даже из ряда других регионов, лишь бы увеличить производительность и эффективность производства и снизить трудозатраты. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию глобализации деятельности больших компаний.

Для Цитирования:
Ждановских Р. М., Теория конкурентного преимущества стран М. Портера в контексте глобализации международных торговых отношений. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: