По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теория и современная практика дипломатической и консульской защиты

Л. Н. Клепацкий профессор кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России, канд. филос. наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит новые правовые нормы взаимоотношений между государством и гражданином РФ, в частности право выезда, проживание вне пределов страны с сохранением российского гражданства. Одновременно Конституция возлагает на государство «защиту и покровительство» российских граждан, находящихся за рубежом. Фиксация этой нормы означает, что защита граждан РФ вне пределов страны является конституционной обязанностью государства. В статье в сжатой форме рассмотрено содержание дипломатической и консульской защиты, их соотношение, их правовое обоснование в международном праве и национальном законодательстве, их двойственная природа (политическая и правовая). Основное внимание уделено наработанному за последние два десятилетия инструментарию, которые наполняют содержанием конституционную обязанность государства и используются дипломатической и консульской службой на практике, осуществляя защиту прав и интересов российских граждан за рубежом. Рассматриваются также направления, формы и методы дипломатической и консульской защиты в современных условиях.

Литература:

1. Левин Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве. — М., 1966. — С. 14.

2. Документы ООН: Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. 61-я сессия. Доп. № 10 (А / 61 / 10). Тексты проектов с комментариями к ним. — С. 15.

3. Черниченко С. В. Теория международного права. — М., 1999. — С. 368.

4. Департамент Ситуационно-кризисный центр. Источник: http://sos.mid.ru / profi le

5. «Российская газета». 12 декабря 2018 г.

Современные международные процессы характеризуются интенсивностью и масштабностью общения граждан различных стран и регионов. Это общение охватывает практически все сферы человеческой деятельности (деловые связи, туризм, культурную, гуманитарную и конфессиональную и пр.). По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), число граждан Российской Федерации, выехавших в 2017 г. за пределы страны в туристических целях, составило более 14,5 млн человек, в деловых целях — свыше 760 тыс. Количество студентов, обучавшихся по различным образовательным программам в зарубежных вузах, составило 60 тыс. человек. Хотя и уменьшилось, но продолжается выезд российских граждан на постоянное место жительства в другие страны. Таких насчитывается порядка 2 млн человек. Около миллиона граждан РФ имеют гражданство другой страны или вид на жительство за границей.

В контексте этих данных значимость дипломатической и консульской защиты потребность в ней резко возрастает. Только по линии Уполномоченного по правам человека зафиксировано в 2017 г. 687 заявлений российских физических лиц и общественных организаций по вопросу оказания помощи в странах ближнего зарубежья, 186 запросов поступило из стран дальнего зарубежья (Германия, США, Турция и др.).

Несмотря на значимость дипломатической защиты в системе международных отношений до сих пор отсутствует кодификация ее норм. Тем не менее такие попытки уже предпринимались: «Более чем двухсотлетняя практика государств в этой области настолько обширна, что еще Лига Наций выступила за кодификацию норм, связанных с дипломатической защитой и ответственностью государств за ущерб, причиненный личности и собственности иностранцев» [1]. И хотя понятие «защита» содержится и в Венской конвенции о дипломатических сношениях, и в Венской конвенции о консульских сношениях, его нормативная разработка не получила развития. В 1995 г. Комиссия Международного права ООН приняла решение о включении вопроса о дипломатической защите в свою повестку дня и проработке этой проблемы на основе предложений государств по данной теме. Эта работа завершилась принятием проекта соответствующего документа и его представлением в Организацию Объединенных Наций. Он был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и направлен для заключения национальным правительствам стран — членов ООН.

Для Цитирования:
Л. Н. Клепацкий, Теория и современная практика дипломатической и консульской защиты. Дипломатическая служба. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: