Современные международные процессы характеризуются интенсивностью и масштабностью общения граждан различных стран и регионов. Это общение охватывает практически все сферы человеческой деятельности (деловые связи, туризм, культурную, гуманитарную и конфессиональную и пр.). По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), число граждан Российской Федерации, выехавших в 2017 г. за пределы страны в туристических целях, составило более 14,5 млн человек, в деловых целях — свыше 760 тыс. Количество студентов, обучавшихся по различным образовательным программам в зарубежных вузах, составило 60 тыс. человек. Хотя и уменьшилось, но продолжается выезд российских граждан на постоянное место жительства в другие страны. Таких насчитывается порядка 2 млн человек. Около миллиона граждан РФ имеют гражданство другой страны или вид на жительство за границей.
В контексте этих данных значимость дипломатической и консульской защиты потребность в ней резко возрастает. Только по линии Уполномоченного по правам человека зафиксировано в 2017 г. 687 заявлений российских физических лиц и общественных организаций по вопросу оказания помощи в странах ближнего зарубежья, 186 запросов поступило из стран дальнего зарубежья (Германия, США, Турция и др.).
Несмотря на значимость дипломатической защиты в системе международных отношений до сих пор отсутствует кодификация ее норм. Тем не менее такие попытки уже предпринимались: «Более чем двухсотлетняя практика государств в этой области настолько обширна, что еще Лига Наций выступила за кодификацию норм, связанных с дипломатической защитой и ответственностью государств за ущерб, причиненный личности и собственности иностранцев» [1]. И хотя понятие «защита» содержится и в Венской конвенции о дипломатических сношениях, и в Венской конвенции о консульских сношениях, его нормативная разработка не получила развития. В 1995 г. Комиссия Международного права ООН приняла решение о включении вопроса о дипломатической защите в свою повестку дня и проработке этой проблемы на основе предложений государств по данной теме. Эта работа завершилась принятием проекта соответствующего документа и его представлением в Организацию Объединенных Наций. Он был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и направлен для заключения национальным правительствам стран — членов ООН.