Статья поступила 03.02.2019 г.
Великая Октябрьская революция 1917 г., итогом которой было падение Российской империи, коснулась всех сфер жизни: экономической, социальной, культурной. В области народного искусства ее результатом стало формирование новых и развитие уже существующих центров традиционных художественных промыслов, которые были объединены в отрасль художественной промышленности. Во многих очагах народного искусства в 1920-е гг. были созданы артели, при них — профтехшколы, способствующие профессиональной подготовке мастеров.
В 1930-е гг. было положено начало научному изучению этапов исторического развития видов народного искусства, анализу художественно-стилистических особенностей их произведений, выявлению происхождения и семантики орнаментальных мотивов. В эти годы продолжает деятельность Кустарный музей в Москве. При нем были открыты экспериментальные мастерские, на базе которых в 1932 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), сотрудники которого принимали активное участие в сохранении и развитии центров народных художественных промыслов.
В XX веке в искусствоведении формируется научный подход к изучению теории и практики народного искусства. К этому периоду относятся исследования В.С. Воронова, А.В. Бакушинского, В.М. Василенко, Н.Д. Бартрама, Т.М. Разиной, В.М. Вишневской и других.
Наиболее подробно и полно теоретические аспекты народного искусства разработаны в исследованиях искусствоведа М.А. Некрасовой. Анализируя народное искусство как важную составляющую национальной культуры, она раскрыла его системообразующие компоненты: традиция, оригинальность, канон, школа, преемственность, коллективное и индивидуальное, универсальность. Именно их соотношение регламентирует художественное своеобразие произведений народного искусства. Основные функции произведений народного искусства — утилитарная, эстетическая, коммуникативная, праздничная, сувенирная.
В процессе работы с научными исследованиями народного искусства в России в XX в. вы столкнетесь с вопросами: