По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. — М.: Academia, 1934. — 268 с.

2. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. — М.; Л.: КОИЗ, 1934. — 102 с.

3. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. — М.: Советский художник, 1979. — 176 с.

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. — Л.: Искусство, 1975. — 142 с.

5. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка: альбом. — М.: Искусство, 1972. — 150 с.

6. Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление: I в. до нашей эры — XIII в. нашей эры. — М.: Искусство, 1977. — 464 с.

7. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. — М.: КОИЗ, 1956. — 259 с.

8. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды / Сост. Л.И. Свионтковская-Воронова. — М.: Советский художник, 1972. — 350 с.: ил.

9. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.

10. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М.: Россия, 1982. — 220 с.

11. Некрасова М.А. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. — М.: Союз Дизайн, 2013. — 623 с.: ил.

12. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003. — 256 с.: ил.

13. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. — М.: Сов. художник, 1985. — 190 с.

14. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство: сборник избранных работ. — М.: Просвещение, 1968. — 295 с.

15. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII–XIX веков. — СПб.: Искусство, 1995. — 208 с.

16. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII–XIX веков. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 240 с.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Великая Октябрьская революция 1917 г., итогом которой было падение Российской империи, коснулась всех сфер жизни: экономической, социальной, культурной. В области народного искусства ее результатом стало формирование новых и развитие уже существующих центров традиционных художественных промыслов, которые были объединены в отрасль художественной промышленности. Во многих очагах народного искусства в 1920-е гг. были созданы артели, при них — профтехшколы, способствующие профессиональной подготовке мастеров.

В 1930-е гг. было положено начало научному изучению этапов исторического развития видов народного искусства, анализу художественно-стилистических особенностей их произведений, выявлению происхождения и семантики орнаментальных мотивов. В эти годы продолжает деятельность Кустарный музей в Москве. При нем были открыты экспериментальные мастерские, на базе которых в 1932 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), сотрудники которого принимали активное участие в сохранении и развитии центров народных художественных промыслов.

В XX веке в искусствоведении формируется научный подход к изучению теории и практики народного искусства. К этому периоду относятся исследования В.С. Воронова, А.В. Бакушинского, В.М. Василенко, Н.Д. Бартрама, Т.М. Разиной, В.М. Вишневской и других.

Наиболее подробно и полно теоретические аспекты народного искусства разработаны в исследованиях искусствоведа М.А. Некрасовой. Анализируя народное искусство как важную составляющую национальной культуры, она раскрыла его системообразующие компоненты: традиция, оригинальность, канон, школа, преемственность, коллективное и индивидуальное, универсальность. Именно их соотношение регламентирует художественное своеобразие произведений народного искусства. Основные функции произведений народного искусства — утилитарная, эстетическая, коммуникативная, праздничная, сувенирная.

В процессе работы с научными исследованиями народного искусства в России в XX в. вы столкнетесь с вопросами:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: