По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Белов М.С. Проблемы бытования народных художественных промыслов в современном культурном пространстве // Известия вузов. — Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — 4 (1). — С. 9–15.

2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 335 с.: ил.

3. Максимович В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы XXII Международной научно-практической конференции, 9–12 ноября 2016 г. / Под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной, С.А. Тихомирова. — СПб.: ВШНИ, 2017. — С. 7–10.

4. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров // Декоративно-прикладное искусство и образование. — 2012. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/arxiv.htm (дата обращения 20.02.2017).

5. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения // Декоративно-прикладное искусство и образование. — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1.htm (дата обращения 20.02.2017).

6. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней: С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне [Пер. с фр.] / А. де Моран, Ж. Гассио-Талабо (ст. о дизайне), Г.А. Есипова (примечания и библиография к русскому изданию). — М.: Издательство В. Шевчук, 2011. — 672 с.: ил.

7. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность / Авт.-сост. М.А. Некрасова. — М.: Союз Дизайн, 2013. — 623 с.

8. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003. — 256 с.: ил.

9. Приказ Минпромторга России от 20 июля 2015 № 2011 «О Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015–2016 гг. и на период до 2020 года».

10. Разина Т.М. Русское народное творчество: проблемы декоративного искусства. — М.: Изобразит. искусство, 1970. — 255 с.

11. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1968. — 296 с.: ил.

12. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах».

Статья поступила 03.02.2019 г.

Традиционное прикладное искусство — уникальный пласт национальной художественной культуры страны, произведения которого характеризуются единством эстетического и материального воплощения авторской идеи; преобладанием ручного труда; учетом исторически сформировавшихся художественно-технологических традиций конкретного вида традиционного прикладного искусства, его регионального характера.

Состояние традиционного прикладного искусства на современном этапе развития характеризуется комплексом проблем (основные группы существующих противоречий: художественно-эстетические; научно-теоретические; педагогические; правовые; социально-экономические). Сложившаяся ситуация требует изучения, разработки и реализации мер по сохранению существующих центров традиционного прикладного искусства.

Создание уникальных высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства требует от художника профессионализма, заключающегося в креативном мышлении, исполнительском мастерстве, обладании знаниями в области композиции, конструирования, моделирования, проектирования, материаловедения, технологии. В настоящее время уровень профессиональной подготовки художников по конкретным видам традиционного прикладного искусства обеспечивает система высшего образования, реализуемая в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах.

Традиционное прикладное искусство важно анализировать как по региональному признаку (учитывая все виды, бытующие в конкретном регионе России), так и по конкретному направлению (учитывающему материал и технологию его обработки), распространенному в нескольких регионах России (вышивка, кружево, резьба по дереву и т.д.). Наибольшая часть видов сосредоточена в европейской части России, например: Московская область — федоскинская лаковая миниатюрная живопись, жостовская роспись по металлу, гжельская керамика, павловопосадская набойка, богородская и абрамцево-кудринская резьба по дереву и др.; Нижегородская область — павловские медные изделия, балахнинское кружевоплетение, нижегородский гипюр, казаковская филигрань, хохломская, городецкая и полхов-майданская роспись по дереву и др.

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: