По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — С. 16–43.

2. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства // Проблемы народного искусства / Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — С. 46–55.

3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебнометодическое пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. — 156 с.

4. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 434 с.

5. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. — М.: Флинта, 2000. — 200 с.

6. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII–XXI вв. Традиции и современность / Авт.-сост., научн. ред. М.А. Некрасова. — М.: Союз Дизайн, 2013. — 623 с.: ил.

7. Народное искусство: история и современность: Беседа с ректором Высшей школы народных искусств Валентиной Максимович // Наше Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. — 2006. — № 78.

8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.: ил.

9. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. — М.: Коллекция М, 2003. — 256 с.: ил.

10. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1968. — 296 с.: ил.

Статья поступила 03.02.2019 г.

Народное искусство — неотъемлемая часть художественной культуры страны, определяющая своеобразие каждого народа; его произведения транслируют народные представления о бытии и духовности, миропонимании, жизненных смыслах, нормах и ценностях. Специфика этого вида искусства заключена в коллективном характере труда, сохранении и преемственности традиций. Наиболее полно категория народного искусства раскрыта в исследованиях искусствоведа М.А. Некрасовой, определяющей его как особый тип художественного творчества и связывающей с понятиями ценности, традиции, преемственности, профессионализма, этнического самосознания, национального характера и своеобразия, идеала. Особенно подчеркивается, что понятие «народное искусство» не синонимично понятиям декоративно-прикладного, наивного, самодеятельного искусства.

Создание произведений народного искусства, органично сочетающих утилитарную (практическую) и знаковую (эстетическую) функции, материальное (технологии и сырье, обусловленное конкретным регионом, исторически сформировавшиеся формы организации производства, ассортимент изделий), художественное (стилистические особенности, круг сюжетов, орнаментальные мотивы) и духовное (традиции, идейно-нравственные основы) начала, требует материализации замысла в процессе ручного художественного труда. Для этого необходимо обладать практической подготовкой, осознавать себя преемником духовных начал и транслятором исторической памяти народа.

Произведения народного искусства, изначально связанные с бытом, в XXI в. — в эпоху глобализации, характеризующейся размыванием географических и национальных границ, интеграцией и возникновением новых культурных ориентиров, теряют свою востребованность.

Между тем народное искусство обусловливает укорененность в национальной культуре, органичное существование человека в современном поликультурном пространстве. Для сохранения и развития традиций народного искусства необходимо знание и отчетливое понимание этапов их формирования, ключевых противоречий и вопросов:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов . Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: