Статья поступила 03.02.2019 г.
Народное искусство — неотъемлемая часть художественной культуры страны, определяющая своеобразие каждого народа; его произведения транслируют народные представления о бытии и духовности, миропонимании, жизненных смыслах, нормах и ценностях. Специфика этого вида искусства заключена в коллективном характере труда, сохранении и преемственности традиций. Наиболее полно категория народного искусства раскрыта в исследованиях искусствоведа М.А. Некрасовой, определяющей его как особый тип художественного творчества и связывающей с понятиями ценности, традиции, преемственности, профессионализма, этнического самосознания, национального характера и своеобразия, идеала. Особенно подчеркивается, что понятие «народное искусство» не синонимично понятиям декоративно-прикладного, наивного, самодеятельного искусства.
Создание произведений народного искусства, органично сочетающих утилитарную (практическую) и знаковую (эстетическую) функции, материальное (технологии и сырье, обусловленное конкретным регионом, исторически сформировавшиеся формы организации производства, ассортимент изделий), художественное (стилистические особенности, круг сюжетов, орнаментальные мотивы) и духовное (традиции, идейно-нравственные основы) начала, требует материализации замысла в процессе ручного художественного труда. Для этого необходимо обладать практической подготовкой, осознавать себя преемником духовных начал и транслятором исторической памяти народа.
Произведения народного искусства, изначально связанные с бытом, в XXI в. — в эпоху глобализации, характеризующейся размыванием географических и национальных границ, интеграцией и возникновением новых культурных ориентиров, теряют свою востребованность.
Между тем народное искусство обусловливает укорененность в национальной культуре, органичное существование человека в современном поликультурном пространстве. Для сохранения и развития традиций народного искусства необходимо знание и отчетливое понимание этапов их формирования, ключевых противоречий и вопросов: