По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032 DOI:10.33920/nik-01-2004-05

Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Куракина Ирина Игоревна Kurakina I.I. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, литера А, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9321-4515, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-наглядного пособия, адресованного студентам вузов, изучающим теорию и историю традиционного прикладного искусства, и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной и внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для исследовательской, художественно-творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты бытования традиционного прикладного искусства России, логику развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка его конкретных видов.

Литература:

1. Богородская игрушка и скульптура XIX–XX веков: Альманах. — Вып. 197 / ГРМ. — СПб.: Palace Editions, 2008. — 60 с.: ил.

2. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII– XX вв. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 181 с.: ил.

3. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Вишневская, Н.И. Каплан, С.М. Буданов. — М.: КОИЗ, 1956. — 257 с.

4. Дайн Г.Л. Пишу об игрушке. — Сергиев-Посад: Цветография, 2013. — 256 с.

5. Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. — М.: Сов. Россия, 1987. — 195 с.: ил.

6. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х ч. Ч. I / Коллектив авторов: С.Ю. Анисина, Ю.А. Бесшапошникова, А.Н. Голубева, Д.В. Завалей, В.Н. Колобов, Ю.Е. Лапина, Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович, М.Н. Мочалова, Н.Н. Немеренко, Т.М. Носань, Н.В. Пенушкина, Е.В. Сайфулина, М.А. Салтанов, С.А. Тихомиров, Д.Ю. Христолюбова, И.И. Юдина  / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. — СПб.: ВШНИ, 2015. — 250 с.

Статья поступила 03.02.2019

Художественная резьба по дереву — вид традиционного прикладного искусства, истоки которого восходят еще к искусству восточных славян: обилие лесов делало дерево самым доступным и удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избы и храмы, создавали мебель, орудия труда, домашнюю утварь, игрушки. Историческое развитие художественной резьбы по дереву происходило в постоянной взаимосвязи с художественной росписью по дереву.

Архитектоника деревянных предметов внешне проста, формы — монолитны, а искусное введение элементов резьбы обогащает, подчеркивает пластическое и декоративное звучание вещи. К сожалению, дерево плохо сохраняется, подвержено разрушению. Поэтому наиболее ранние памятники, найденные в ходе археологических раскопок, датируются лишь XI в. (фрагмент новгородской колонны, украшенной резьбой).

Топор и нож — основные инструменты, традиционно используемые для работы с деревом. Расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона позволяет выделить плосковыемчатую, рельефную, прорезную, плоскорельефную и скульптурную резьбу. Эти виды также имеют свои направления и разновидности.

Резьба по дереву была распространена повсеместно. Но с течением времени сформировались и самостоятельные центры — абрамцево-кудринской резьбы, вятской резьбы по капу, шемогодской бересты и др.

Старинным русским видом традиционного прикладного искусства является богородская резьба по дереву, возникшая на рубеже XVI–XVII вв. под влиянием мастеров Троице-Сергиевой лавры. Отличительной особенностью богородских деревянных игрушек является наличие механизма — «кнопочки», «развода», «планки», «баланса», что делает их интересными и привлекательными и для детей, и для взрослых. Исторически игрушки и деревянная скульптура, которую резали художники, были востребованы и среди простого народа, и у представителей царской династии.

В процессе знакомства с различными традиционными художественными центрами художественной резьбы вы столкнетесь с вопросами:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна Kurakina I.I., Теория и история традиционного прикладного искусства. Дидактические материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Вопросы культурологии. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: