Международная торговля возникла давно, по предположениям классиков современной науки, в античный период (Древняя Греция, Древний Рим), когда довольно активно развивались товарно-денежные отношения между народами, проживающими на соседних территориях [9; 10].
Немаловажной вехой в расширении международной торговли стал длительный этап Великих географических открытий, когда Х. Колумб смог вполне удачно обменять у аборигенов Центральной Америки их «товар» на свои стекляшки1. С того периода в истории было сформулировано множество подходов к международной торговле.
Так, на рис. 1 перечислены классические теории международной торговли. Прежде всего, на смену теориям и практике меркантилистского подхода к концу XVIII в. пришло английское фритредерство2 . Фритредерство утверждало, что в интересах отдельной нации, а также всех стран мира, организовать свободу торговли, в том числе и международной. Но, несмотря на развитие теории, всегда стоял вопрос: так кто же получает прибыль от международной торговли?
Нужно отметить, что базовые понятия международной торговли заложили в конце XVIII — начале XIX в. выдающиеся экономисты А. Смит и Д. Риккардо. Так, А. Смит, выдвинувший свою «теорию абсолютных преимуществ», показал, что все страны заинтересованы в независимом развитии международной торговли, так как они в любом случае выигрывают от нее, вне зависимости от того: экспортер страна или импортер3.
Сегодня наиболее популярными стали неотехнологические теории международной торговли4 . Они перечислены на рис. 2.
Неотехнологические теории говорят о том, что основным преимуществом страны является новая технология (по аналогии с фирмой-монополистом). Также у сторонников неотехнологических подходов стало другим отношение к государству. В неоклассической теории рассматриваются и условия свободной конкуренции, которые проявляются в международной торговле, в сравнении со сравнительными преимуществами.