По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2307-01

Теоретико-методологический анализ особенностей создания и функционирования цифровой платформы медицинской организации

Уткин Иван Евгеньевич магистр кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет) Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Вяткина Надежда Юрьевна старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет) Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3647-0066, e-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru

Медицина и ее возможности преодоления заболеваний, эпидемий и массовой летальности помогала человечеству переживать самые трудные времена в истории. Известно, что развитие медицинской науки прошло несколько этапов на протяжении нескольких тысячелетий, постепенно совершенствуя свои возможности. На современном этапе важной составляющей прогресса в медицинской отрасли выступает масштабное развитие информационных технологий, которые позволяют предоставлять медицинские услуги высочайшего качества, расширять спектр возможностей, развивать информационную составляющую, а также формируют новые каналы взаимодействия между социальными агентами. Такие современные отрасли, как микробиология, протезирование и хирургия, были бы невозможны без развития науки и технологий. Интернет выступил существенным толчком для развития технической и цифровой сфер, сделав возможным прорыв практически во всех сферах человеческой жизни.

Литература:

1. Сысоева Е. В. Влияние качества товаров и услуг на конкурентоспособность организации. Финансовые рынки и банки. 2023; 3: 4–7.

2. Юдина Т. Н., Балашов А. М. Коронавирус — катализатор цифровизации и государственно-частного партнерства в медицине. Мир новой экономики. 2021; 1: 100–111.

3. Ракова К. В. Возникновение сложной диалоговой коммуникации: «пациент — врач — ИТ-специалист». Коммуникология. 2021; 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozniknovenie-slozhnoy-dialogovoy-kommunikatsii-patsient-vrach-it-spetsialist (дата обращения: 15.05.2023).

4. Горошко Н. В., Пацала С. В., Емельянова Е. К. «Вакцинный туризм» эпохи COVID-19: реальность или иллюзия для России. Социальные аспекты здоровья населения. 2021; 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vaktsinnyy-turizm-epohi-covid-19-realnost-ili-illyuziya-dlya-rossii (дата обращения: 15.05.2023).

5. Ананченкова П. И. Влияние пандемии COVID-19 на развитие медицинского туризма. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-razvitie-meditsinskogo-turizma (дата обращения: 15.05.2023).

6. Щербаков Р. А., Приворотская С.Г., Вишневский К. О. Распространение цифровых технологий в условиях внешних шоков: на примере пандемии COVID-19. Бизнес-информатика. 2023; 1: 37–52.

7. Полухин Н. В., Эккерт Н. В., Козлов В. В. Информационные предпочтения пациентов в контексте коммуникации на веб-сайтах медицинских организаций. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021; 5: 226–246.

8. Коблякова Ю. М. сравнительный анализ аудитории сообществ медицинской организации в социальных сетях и ее пациентов. Социодинамика. 2023; 3: 22–35.

9. Бударин С., Волкова О. А., Смирнова Е. В. Оценка эффективности использования ресурсных возможностей медицинских организаций для обеспечения доступности медицинской помощи на основе данных информационных систем в сфере здравоохранения. Этап. 2021; 5: 111–125.

10. Шулькин И. М., Владзимирский А. В., Шульц Е. И., Ахметов Р. Н. Актуальные проблемы управления службой лучевой диагностики первичного уровня медико-санитарной помощи. Менеджер здравоохранения. 2023; 2: 27–39.

11. Житников А. В., Ярош А. С. О развитии цифровизации в современной России. Вестник Научного центра. 2021; 3: 65–71.

12. Павлова Л. Л., Барбаков О. М. Качество жизни человека в регионе под влиянием процессов цифровизации: программы реализации, оценка. Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021; 2: 86–100.

13. Галицкая В. А., Мещерякова Н. Н. «Цифровые парадоксы» в системе здравоохранения. Вопросы государственного и муниципального управления. 2022; 4: 174– 195.

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

15. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (последняя редакция).

16. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.04.2023).

17. Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона «О персональных данных»» (последняя редакция).

18. Федеральный закон от 27.07.2006 «№152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 14.07.2022).

19. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (последняя редакция).

20. Rezniczek GA, Hilal Z, Helal A, Schiermeier S, Tempfer CB. What defines a good website of a Department of Obstetrics and Gynecology? A user survey. Arch Gynecol Obstet. 2019 Mar; 299 (3): 791–800. doi: 10.1007/s00404-019-05051-w. Epub 2019 Jan 17. PMID: 30656441.

21. Ruddell JH, Eltorai AEM, Bakhit M, Lateef AM, Moss SF. Analysis of Accredited Gastroenterology Fellowship Internet-Available Content: Twenty-Nine Steps Toward a Better Program Website. Dig Dis Sci. 2019 May; 64 (5): 1074–1078. doi: 10.1007/ s10620-019-05579-6. PMID: 30863954.

22. Юнусова А. К., Каширина М. В. К вопросу функционирования личного кабинета налогоплательщика в условиях современного налогового администрирования. Символ науки. 2017; 3: 158–165.

23. Яхонтова И. М., Сорокина Л. В. UX-дизайн как инструмент реинжиниринга бизнес-процессов. Научный журнал КубГАУ. 2013; 94.

24. Морнев Д. Р., Олейник Н. М. Повышение конверсии в сфере интернет-торговли. Вестник магистратуры. 2016; 12–1 (63): 75–78.

25. Магомедов Г. Д., Кахриманова Д.Г. Особенности разработки рекламной кампании в Интернете. Инновации и инвестиции. 2016; 1: 72–76.

26. Шлёткин М. В., Бондаренко С. И. SEO Продвижение как инструмент интернет-маркетинга. StudNet. 2021; 6: 1338–1352.

27. Коротов П. А. Оптимальные варианты использования интернет-технологий в коммерческой деятельности. Практический маркетинг. 2004; 8: 2–9.

28. Летов О. В., Голдштейн М. М., Бауэрс Д.Г. Пациент как потребитель услуг: право или рынок? Исследования по современной биоэтике. Goldstein M. M., Bowers D. G. The patient as consumer: empowerment or commodification? Currents in contemporary bioethics. The Journal of law, medicine & ethics. — New York, 2015; 43 (1): 162–165. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2018; 1: 91–93.

29. Ковалев Д. А. Описание системного администрирования при разработки электронного учебника при использовании Django. Вестник ВУиТ. 2009; 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-sistemnogo-administrirovaniya-pri-razrabotki-elektronnogo-uchebnika-pri-ispolzovanii-django

30. Guy-Coichard C, Perraud G, Chailleu A, Gaillac V, Scheffer P, Mintzes B. Inadequate conflict of interest policies at most French teaching hospitals: A survey and website analysis. PLoS One. 2019 Nov 1; 14 (11): e0224193. doi: 10.1371/journal.pone.0224193. PMID: 31675383; PMCID: PMC6824557.

31. Шадрин В.Г., Котова О. Н. Трансформация технологий маркетинга в цифровой среде. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020; 2 (16): 263269.

32. Двойников С. И., Архипова С. В. Анализ веб-сайта медицинской организации в условиях пандемииCOVID-19. Менеджер здравоохранения. 2022; 1: 61–65.

33. Белышев Д. В., Гулиев Я. И., Михеев А. Е. Цифровая экосистема медицинской помощи. Врач и информационные технологии. 2018; 5: 4–16.

34. Карпов Д. В. Проблемы внедрения ERP-систем. Вестник ННГУ. 2010; 4: 233–239. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-erp-sistem (дата обращения: 05.06.2023).

35. Jardien-Baboo S, van Rooyen DRM, Ricks EJ, Jordan PJ, Ten Ham-Baloyi W. Integrative literature review of evidence-based patient-centred care guidelines. J Adv Nurs. 2021 May; 77 (5): 2155–2165. doi: 10.1111/jan.14716. Epub 2020 Dec 13. PMID: 33314226.

1. Sysoeva E. V. Vliianie kachestva tovarov i uslug na konkurentosposobnost organizatsii [Influence of the quality of goods and services on the competitiveness of the organization] // Finansovye rynki i banki [Financial Markets and Banks]. 2023. No. 3. P. 4–7. (In Russ.)

2. Iudina T. N., Balashov A. M. Koronavirus — katalizator tsifrovizatsii i gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v meditsine [Coronavirus — a catalyst for digitalization and public-private partnerships in medicine] // Mir novoi ekonomiki [World of New Economics]. 021. No. 1. P. 100–111. (In Russ.)

3. Rakova K. V. Vozniknovenie slozhnoi dialogovoi kommunikatsii: «patsient — vrach — it-spetsialist» [The emergence of complex dialogue communication: «Patient — Doctor — IT Specialist»] // Kommunikologiia [Communicology]. 2021. No. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-slozhnoy-dialogovoy-kommunikatsii-patsient-vrach-it-spetsialist (accessed: 05/15/2023). (In Russ.)

4. Goroshko N. V., Patsala S. V., Emelianova E. K. «Vaktsinnyi turizm» epokhi covid-19: realnost ili illiuziia dlia rossii [«Vaccinal tourism» of the COVID-19 era: reality or illusion for Russia] // Sotsialnye aspekty zdorovia naseleniia [Social Aspects of Public Health]. 2021. No. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vaktsinnyy-turizm-epohi-covid-19-realnost-ili-illyuziya-dlya-rossii (accessed: 05/15/2023). (In Russ.)

5. Ananchenkova P. I. Vliianie pandemii covid-19 na razvitie meditsinskogo turizma [The impact of the COVID-19 pandemic on the development of medical tourism] // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine]. 2021. No. 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-razvitie-meditsinskogo-turizma (accessed: 05/15/2023). (In Russ.)

6. Shcherbakov R. A., Privorotskaia S. G., Vishnevskii K. O. Rasprostranenie tsifrovykh tekhnologii v usloviiakh vneshnikh shokov: na primere pandemii COVID-19 [Diffusion of digital technologies in the context of external shocks: on the example of the COVID-19 pandemic] // Biznes-informatika [Business Informatics]. 2023. No. 1. P. 37–52. (In Russ.)

7. Polukhin N. V., Ekkert N. V., Kozlov V. V. Informatsionnye predpochteniia patsientov v kontekste kommunikatsii na veb-saitakh meditsinskikh organizatsii [Information preferences of patients in the context of communication on the websites of medical organizations] // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. No. 5. P. 226–246. (In Russ.)

8. Kobliakova Iu. M. Sravnitelnyi analiz auditorii soobshchestv meditsinskoi organizatsii v sotsialnykh setiakh i ee patsientov [Comparative analysis of the audience of communities of a medical organization in social networks and its patients] // Sotsiodinamika [Sociodynamics]. 2023. No. 3. P. 22–35. (In Russ.)

9. Budarin S. S., Volkova O. A., Smirnova E. V. Otsenka effektivnosti ispolzovaniia resursnykh vozmozhnostei meditsinskikh organizatsii dlia obespecheniia dostupnosti meditsinskoi pomoshchi na osnove dannykh informatsionnykh sistem v sfere zdravookhraneniia [Evaluation of the efficiency of using the resource capabilities of medical organizations to ensure the availability of medical care based on data from health information systems]. 2021. No. 5. P. 111–125. (In Russ.)

10. Shulkin I. M., Vladzimirskii A. V., Shults E. I., Akhmetov R. N. Aktualnye problemy upravleniia sluzhboi luchevoi diagnostiki pervichnogo urovnia mediko-sanitarnoi pomoshchi [Topical problems of managing the service of radiation diagnostics at the primary level of health care] // Menedzher zdravookhraneniia [Healthcare Manager]. 2023. No. 2. P. 27–39. (In Russ.)

11. Zhitnikov A. V., Iarosh A. S. O razvitii tsifrovizatsii v sovremennoi rossii [On the development of digitalization in modern Russia] // Vestnik Nauchnogo tsentra [Bulletin of the Scientific Center]. 2021. No. 3. P. 65–71. (In Russ.)

12. Pavlova L. L., Barbakov O. M. Kachestvo zhizni cheloveka v regione pod vliianiem protsessov tsifrovizatsii: programmy realizatsii, otsenka [The quality of human life in the region under the influence of digitalization processes: implementation programs, assessment]. Izvestiia vuzov. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika [Bulletin of Higher Educational Institutions. Sociology. Economy. Politics]. 2021. No. 2. P. 86–100. (In Russ.)

13. Galitskaia V. A., Meshcheriakova N. N. «Tsifrovye paradoksy» v sisteme zdravookhraneniia [«Digital paradoxes» in the healthcare system] // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniia [Issues of State and Municipal Management]. 2022. No. 4. P. 174–195. (In Russ.)

14. «The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). (In Russ.)

15. Federal Law of July 27, 2006 N 152-FZ «On personal data» (last edition). (In Russ.)

16. Federal Law of November 21, 2011 N 323-FZ (as amended on April 28, 2023) «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation». (In Russ.)

17. Federal Law «On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the development and implementation of artificial intelligence technologies in the subject of the Russian Federation — the city of federal significance Moscow» and amending Articles 6 and 10 of the Federal Law «On personal data» of April 24, 2020 N 123-FZ (last edition). (In Russ.)

18. Amendments to the Federal Law of July 27, 2006 N 152-FZ «On personal data» of July 14, 2022. (In Russ.)

19. Federal Law of January 12, 1996 N 10-FZ «On trade unions, their rights and guarantees of activity» (last edition). (In Russ.)

20. Rezniczek GA, Hilal Z, Helal A, Schiermeier S, Tempfer CB. What defines a good website of a Department of Obstetrics and Gynecology? A user survey. Arch Gynecol Obstet. 2019 Mar;299 (3):791–800. doi: 10.1007/s00404-019-05051-w. Epub 2019 Jan 17. PMID: 30656441.

21. Ruddell JH, Eltorai AEM, Bakhit M, Lateef AM, Moss SF. Analysis of Accredited Gastroenterology Fellowship Internet-Available Content: Twenty-Nine Steps Toward a Better Program Website. Dig Dis Sci. 2019 May;64 (5):1074–1078. doi: 10.1007/s10620-019-05579-6. PMID: 30863954.

22. Iunusova A. K., Kashirina M. V. K voprosu funktsionirovaniia lichnogo kabineta nalogoplatelshchika v usloviiakh sovremennogo nalogovogo administrirovaniia [On functioning of the personal account of the taxpayer in the conditions of modern tax administration] // Simvol nauki [Symbol of Science]. 2017. No. 3. P. 158–165. (In Russ.)

23. Iakhontova I. M, Sorokina L. V. UX-dizain kak instrument reinzhiniringa biznes-protsessov [UX design as a tool for business process reengineering] // Nauchnyi zhurnal KubGAU [Scientific journal of the Kuban State Agrarian University]. 2013. No. 94. (In Russ.)

24. Mornev D. R., Oleinik N. M. Povyshenie konversii v sfere internet-torgovli [Increasing conversion in the field of online commerce] // Vestnik magistratury [Bulletin of the Master’s studies]. 2016. No. 12–1 (63). P. 75–78. (In Russ.)

25. Magomedov G. D., Kakhrimanova D. G. Osobennosti razrabotki reklamnoi kampanii v Internete [Features of the development of an advertising campaign on the Internet] // Innovatsii i investitsii [Innovations and Investments]. 2016. No. 1. P. 72–76. (In Russ.)

26. Shletkin M. V., Bondarenko S. I. SEO Prodvizhenie kak instrument internet-marketinga [SEO promotion as an Internet marketing tool] // StudNet. 2021. No. 6. P. 1338–1352. (In Russ.)

27. Korotov P. A. Optimalnye varianty ispolzovaniia internet-tekhnologii v kommercheskoi deiatelnosti [Optimal options for using Internet technologies in commercial activities] // Prakticheskii marketing [Practical Marketing]. 2004. No. 8. P. 2–9. (In Russ.)

28. Goldstein M. M., Bowers D. G. The patient as consumer: empowerment or commodification? Currents in contemporary bioethics // Journal of Law, Medicine & Ethics. — New York, 2015. — Vol. 43, No. 1. — P. 162–165 // Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura [Social and Human Sciences. Domestic and Foreign Literature]. Ser. 3, Philosophy: Abstract journal. 2018. No. 1. P. 91–93. (In Russ.)

29. Kovalev D. A. Opisanie sistemnogo administrirovaniia pri razrabotki elektronnogo uchebnika pri ispolzovanii Django [Description of system administration in the development of an electronic textbook using Django] // Vestnik VUiT [Volzhsky University named after V. N. Tatischev]. 2009. No. 13. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/opisanie-sistemnogo-administrirovaniya-pri-razrabotki-elektronnogo-uchebnika-pri-ispolzovanii-django. (In Russ.)

30. Guy-Coichard C, Perraud G, Chailleu A, Gaillac V, Scheffer P, Mintzes B. Inadequate conflict of interest policies at most French teaching hospitals: A survey and website analysis. PLoS One. 2019 Nov 1;14 (11):e0224193. doi: 10.1371/journal.pone.0224193. PMID: 31675383; PMCID: PMC6824557.

31. Shadrin V. G., Kotova O. N. Transformatsiia tekhnologii marketinga v tsifrovoi srede [Transformation of marketing technologies in the digital environment] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences]. 2020. No. 2 (16). P. 263 269. (In Russ.)

32. Dvoinikov S. I., Arkhipova S. V. Analiz veb-saita meditsinskoi organizatsii v usloviiakh pandemii COVID-19 [Analysis of the website of a medical organization in the context of the COVID-19 pandemic] // Menedzher zdravookhraneniia [Healthcare Manager]. 2022. No. 1. P. 61–65. (In Russ.)

33. Belyshev D. V., Guliev Ia. I., Mikheev A. E. Tsifrovaia ekosistema meditsinskoi pomoshchi [Digital ecosystem of medical care] // Vrach i informatsionnye tekhnologii [Physician and Information Technologies]. 2018. No. 5. P. 4–16. (In Russ.)

34. Karpov D. V. Problemy vnedreniia ERP-sistem [Problems of implementation of ERP-systems] // Vestnik NNGU [NSU Bulletin]. 2010. No. 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-erp-sistem (accessed: 06/05/2023). P. 233–239. (In Russ.)

35. Jardien-Baboo S, van Rooyen DRM, Ricks EJ, Jordan PJ, Ten Ham-Baloyi W. Integrative literature review of evidence-based patient-centred care guidelines. J Adv Nurs. 2021 May;77 (5):2155–2165. doi: 10.1111/jan.14716. Epub 2020 Dec 13. PMID: 33314226.

В настоящее время рынок медицинских услуг представлен широким спектром выбора как медицинских услуг, так и предоставляющих их медицинских организаций [1]. Существующие условия позиционирования медицинской организации на рынке формируют необходимость переориентирования каналов прямого взаимодействия с потребителей на преимущественное использование цифровых ресурсов (сайт организации, специализированные форумы и тематические веб-ресурсы, базы данных для разработки SMM-стратегии и др.).

Серьезным толчком для повсеместного внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни стала пандемия новой коронавирусной инфекции, определившая необходимость виртуальной рационализации действий каждого индивида [2]. В условиях эпидемиологической настороженности многие услуги, ранее предоставлявшиеся исключительно в офлайн-формате, были переведены в цифровую среду. Аналогичная ситуация произошла в медицинской отрасли, поставив организации в ситуацию новой конкурентной борьбы [3]. Рынку медицинских услуг пришлось меняться и подстраиваться под актуальные требования, обозначенные пандемией: вводить нетипичные услуги и закупать под них оборудование (тесты ПЦР, вакцинация, измерять уровень кислорода, КТ и др.), появилась новая отрасль медицинского туризма — вакцинный туризм, повсеместно стали использовать телемедицинские технологии [4–6]. Таким образом, рынок медицинских услуг претерпел значительные изменения в связи с актуальными требованиями, продиктованными пандемией. Современные условия продиктовали и новые требования конкурентной среды, и необходимость позиционирования и продвижения возможностей медицинской организации посредством имеющихся веб-ресурсов, и в первую очередь развивая собственную цифровую экосистему (в том числе лендинг, информационные базы данных, систему сбора и анализа аналитических данных и др.).

Сайт — это обложка организации для потребителей, который позволяет увеличить конверсию потенциальных клиентов в реальных. Также веб-портал увеличивает комфорт постоянных клиентов, своевременно предоставляя им актуальную информацию, а для новых — составляет положительно первое впечатление об организации, формирует репутационные и имиджевые характеристики. Современные системы сбора аналитики уже стали стандартом, без которого не обходится ни один сайт для крупной организации. Целевая аудитория организации динамична, вместе с тем система непрерывного сбора данных о потребителях позволяет мониторить анализируемые данные и выстраивать адаптивную стратегию управления организацией [7, 8]. Наряду с этим современная цифровая платформа позволяет значительно снизить затраты на персонал путем сокращения административных сотрудников. Так, например, правильно сконструированный сервис удаленной записи приема пациентов позволит организации оставить лишь несколько сотрудников, которые будут заниматься внештатными ситуациями [9]. Наряду с этим внедрение собственной цифровой экосистемы в деятельность медицинской организации может существенно снизить расходы на рекламу: полное описание спектра оказываемых услуг повысит информированность потребителей и, как следствие, их лояльность медицинской организации. Только при наличии собственного портала в Сети возможна таргетированная реклама, которая значительно помогает в распространении информации. Также при качественно настроенном сборе статистики на сайте можно определить паттерны потребительского поведения, наиболее востребованные услуги и понять, на каком этапе потребитель отказывается от приобретения, что позволит вносить своевременные корректировки при управлении медицинской организацией.

Для Цитирования:
Уткин Иван Евгеньевич, Вяткина Надежда Юрьевна, Теоретико-методологический анализ особенностей создания и функционирования цифровой платформы медицинской организации. ГЛАВВРАЧ. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: