Систематическое изучение психических состояний в психологии началось с У. Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания.
Необходимо отметить причины, вызывающие формирование патологических психических состояний у человека:
• на социальном уровне — в поведении;
• на психическом уровне — в свойствах личности, эмоциональных переживаниях, настроении, чувствах;
• на уровне организма — в физиологических изменениях.
Изменения психических состояний классифицируются по возрастному принципу, характеру деятельности, видам труда, принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных свойств личности и т. п. Психические состояния выступают и как причины, и как следствия действий, поступков и поведения человека в целом [8].
Полученные в ходе различных исследований данные позволяют выделить наиболее опасное для здоровья человека состояние психической напряженности, понимаемое как «высокий уровень психического напряжения». Именно такой уровень психического напряжения наиболее существенно влияет на общее состояние человека и эффективность выполняемой им деятельности [3].
Не всякое воздействие вызывает развитие у человека психической напряженности, так называемой стрессреакции. По научным данным стрессовой реакцией может быть признана реакция, которая достигает пороговых уровней, когда физиологические и психологические способности человека напряжены до предела. Предел безвредного напряжения психических возможностей человека обусловлен (В. Д. Небылицин) индивидуальными особенностями психики данной личности, уровнем ее выносливости, функциональной устойчивости и параметрами реактивности.
В развитии психической напряженности в условиях деятельностной нагрузки (в том числе и учебной) ведущее значение имеют психические состояния, обусловленные отрицательными эмоциями. Не столько сила стрессора и реальная ситуация, сколько негативная психологическая оценка этой ситуации и отсутствие механизмов «избегания-защиты» являются определяющими факторами реакции организма и психики человека.