По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2004-06

Теоретико-методологические основы изучения нервно-психического напряжения

Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4942-1944
Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: nataly-ruz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2232-3500
Карасева Лариса Аркадьевна заведующая кафедрой сестринского дела, доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности. В психических состояниях отражается взаимодействие человека с окружающей средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют характер переживания, отношения к ситуации, качество деятельности. Исследования последних лет, к сожалению, констатируют рост числа обучаемых с соматическими заболеваниями, спровоцированными влиянием учебной деятельности, не только среди студентов университетов, но и учащихся колледжей и школ.

Литература:

1. Адрианова О.Ю. Мониторинг психического здоровья детей — средство профилактики школьной дезадаптации первоклассников. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-й Международной научно-практической конференции, 4-8 декабря 2000 г. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2000.

2. Бабаева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — Санкт-Петербург: Союз. 2002.

3. Бодров В.А. Комплексная методика моделирования психической напряженности/В.А. Бодров, П. С. Турзин, А. В. Евдокимов. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. — Москва: Изд-во Института психологии РАН, 1994.

4. Дикая Л.Г. Методики моделирования и дифференцирования состояний психической напряженности в интеллектуальной деятельности/Л. Г. Дикая, Е.А. Черенкова, В. В. Суходоев. Методики диагностики психических состояний и анализ деятельности человека. — Москва: Институт психологии РАН. 1994.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — Санкт-Петербург: Питер. 2005.

6. Марищук В.Л. Методы оценки функциональных состояний и работоспособности. Хрестоматия: Психические состояния/Сост.Л. В. Куликов. — Санкт-Петербург: Питер, 2000.

7. Пахальян В. Э. Безопасность психологического здоровья личности в образовании. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции 29 октября — 3 ноября 2002 г. — Самара: Изд. Самарского научного центра РАН. 2002.

8. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. — Москва.: ПЕР СЭ. 2004.

1. Adrianova O.Y. Monitoring of mental health of children is a means of preventing school disadaptation of first graders. Pedagogical process as cultural activity: Materials and theses of reports of the 3rd International Scientific and Practical Conference, 4-8 December 2000 — Samara: University of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2000 (In Russian).

2. Babayeva I. A. Psychological Safety in Education. — SPb.: UNION, 2002 (In Russian).

3. Bodrov V.A. Comprehensive methodology of simulation of mental tension/V.A. Bodrov, P. S. Turzin, A.V. Evdokimov. Methods of diagnosis of mental conditions and analysis of human activity. — Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 1994 (In Russian).

4. Wild L. G. Methods of modeling and differentiation of states of mental tension in intellectual activity/L.G. Dikaya, E.A. Cherenkova, V.V. Sukhodoyev. Methods of diagnosis of mental conditions and analysis of human activity. — M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 1994 (In Russian).

5. Ilin E. P. Psychophysiology of Human States/E. P. Ilin. — SPb.: Peter, 2005 (In Russian).

6. Marishchuk V. L. Methods of assessing functional states and operability. Hrestomatia: Mental states. L.V. Kulikov. — SPb.: Peter, 2000 (In Russian).

7. Pakhalyan V. E. Safety of psychological health of the individual in education. Pedagogical process as cultural activity: Materials and theses of the reports of the 4th International Scientific and Practical Conference on October 29 — November 3. 2002. — Samara: Ed. Samara Scientific Center of RAS. 2002 (In Russian).

8. Prokhorov A.O. Methods of diagnostics and measurement of mental states of personality. — Moscow.: PER SE. 2004 (In Russian).

Систематическое изучение психических состояний в психологии началось с У. Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания.

Необходимо отметить причины, вызывающие формирование патологических психических состояний у человека:

• на социальном уровне — в поведении;

• на психическом уровне — в свойствах личности, эмоциональных переживаниях, настроении, чувствах;

• на уровне организма — в физиологических изменениях.

Изменения психических состояний классифицируются по возрастному принципу, характеру деятельности, видам труда, принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных свойств личности и т. п. Психические состояния выступают и как причины, и как следствия действий, поступков и поведения человека в целом [8].

Полученные в ходе различных исследований данные позволяют выделить наиболее опасное для здоровья человека состояние психической напряженности, понимаемое как «высокий уровень психического напряжения». Именно такой уровень психического напряжения наиболее существенно влияет на общее состояние человека и эффективность выполняемой им деятельности [3].

Не всякое воздействие вызывает развитие у человека психической напряженности, так называемой стрессреакции. По научным данным стрессовой реакцией может быть признана реакция, которая достигает пороговых уровней, когда физиологические и психологические способности человека напряжены до предела. Предел безвредного напряжения психических возможностей человека обусловлен (В. Д. Небылицин) индивидуальными особенностями психики данной личности, уровнем ее выносливости, функциональной устойчивости и параметрами реактивности.

В развитии психической напряженности в условиях деятельностной нагрузки (в том числе и учебной) ведущее значение имеют психические состояния, обусловленные отрицательными эмоциями. Не столько сила стрессора и реальная ситуация, сколько негативная психологическая оценка этой ситуации и отсутствие механизмов «избегания-защиты» являются определяющими факторами реакции организма и психики человека.

Для Цитирования:
Мензул Елена Владимировна, Рязанцева Наталья Михайловна, Карасева Лариса Аркадьевна, Теоретико-методологические основы изучения нервно-психического напряжения. Медсестра. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: