По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*36 DOI:10.33920/pro-05-2503-06

Теоретические предпосылки к снижению негативного воздействия движителей лесных машин на почвогрунты районов Крайнего Севера*

Дьяченко В.М. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Е-mail: Volodya.Dyachenko1986@mail.ru
Марков В.А. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Должиков И.С. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Гурьев А.Ю. Арктический государственный агротехнологический университет
Новгородов Д.В. Арктический государственный агротехнологический университет
Новиков М.С. Арктический государственный агротехнологический университет

В статье сделано обоснование параметров движителей с учетом критериев проходимости и экологичности, доказано, что в оценке глубины колеи следует различать непосредственно уплотнение и сдвиг-срез слоев почвы, поскольку для почв на многолетней мерзлоте принципиально важно не допустить минерализации и переуплотнения верхних слоев, взаимодействующих с движителем на начальном этапе формирования колеи.

Литература:

1. Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Жукова А.И., Иванов В.А. Исследование механических процессов циклического уплотнения почвогрунта при динамических нагрузках // Вестник КрасГАУ. 2008. № 1. С. 163–175.

2. Рудов С.Е., Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьева О.И. Особенности взаимодействия трелевочной системы с оттаивающим почвогрунтом // Лесной вестник. Forestry Bulletin. 2019. Т. 23, № 1. С. 52–61.

3. Рудов С.Е., Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьева О.И. Вариационный метод расчета параметров взаимодействия трелевочной системы с массивом мерзлых и оттаивающих почвогрунтов // Системы. Методы. Технологии. 2019. № 1 (41). С. 68–77.

4. Rudov S.E., Voronova A.M., Chemshikova J.M., Teterevleva E.V., Kruchinin I.N., Dondokov Yu.Zh., Khaldeeva M.N., Burtseva I.A., Danilov V.V., Grigorev I.V. Theoretical approaches to logging trail network planning: increasing efficiency of forest machines and reducing their negative impact on soil and terrain // Asian Journal of Water, Environment and Pollution. 2019. Т. 16. № 4. С. 61–75.

5. Manukovsky A.Y., Grigorev I.V., Ivanov V.A., Gasparyan G.D., Lapshina M.L., Makarova Yu.A., Chetverikova I.V., Yakovlev K.A., Afonichev D.N., Kunitskaya O.A. Increasing the logging road efficiency by reducing the intensity of rutting: mathematical modeling // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2018. Т. 41. № 2. С. 35–41.

6. Рудов С.Е., Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьева О.И. Математическое моделирование процесса уплотнения мерзлого почвогрунта под воздействием лесных машин и трелевочных систем // Системы. Методы. Технологии. 2018. № 3 (39). С. 73–78.

7. Бурмистрова О.Н., Просужих А.А., Хитров Е. Г., Рудов С.Е., Куницкая О.А., Калита О.Н. Влияние переменных коэффициентов сопротивления движению и сцепления на производительность форвардера // Деревообрабатывающая промышленность. 2021. № 1. С. 3–16.

8. Рудов С.Е., Куницкая О.А. Теоретические исследования экологической совместимости колесных лесных машин и мерзлотных почвогрунтов лесов криолитозоны // Транспортные и транспортнотехнологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. 2020. С. 323–326.

9. Агейкин Я.С. Проходимость автомобилей. — М.: Машиностроение, 1981. — 232 с.

10. Хитров Е. Г., Григорьев И.В., Хахина А.М. Повышение эффективности трелевки обоснованием показателей работы лесных машин при оперативном контроле свойств почвогрунта. — СПб.: СПбГЛТУ, 2015. — 146 с.

11. ГОСТ 19912–2012. Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием, дата введения: 2013-11-01.

12. Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Рудов С.Е., Жукова А.И. Модель процесса циклического уплотнения грунта в полосах, прилегающих к трелевочному волоку // Вестник КрасГАУ. 2010. № 2 (41). С. 8–14.

13. Никифорова А.И., Хитров Е. Г., Пелымский А.А., Григорьева О.И. Определение осадки при движении лесозаготовительной машины по двуслойному основанию // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2014. № 2 (139). С. 87–91.

14. Никифорова А.И., Григорьева О.И. Моделирование воздействия движителей лесных машин на почвы лесосек // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3, № 5–4 (16-4). С. 320–323.

15. Рудов С.Е., Шапиро В.Я., Григорьев И.В., Куницкая О.А., Григорьева О.И. Исследование процесса разрушения мерзлых и оттаивающих почвогрунтов при воздействии трелевочной системы // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2020. № 2 (374). С. 101–117.

16. Grigorev I., Khitrov E., Kalistratov A., Stepanishcheva M. Dependence of filtration coefficient of forest soils to its density // 14th international multidisciplinary scientific geoconference SGEM 2014. Sofia, 2014. С. 339–344.

17. Rudov S.E., Grigorev I.V., Kunickaya O.A., Druzyanova V.P., Ivanov A.K., Okhlopkova M.K., Pankov V.Y., Pekhutov A.S., Ivanov A.P., Borovikov R.G. Specific features of accounting of state of the massive of the frozen soil grounds under cyclic loads // Bulgarian Journal of Agricultural Science. 2019. Т. 25. № Suppl. 2. С. 191–205.

18. Grigorev I., Kunickaya O., Burgonutdinov A., Tikhonov E., Makuev V., Egipko S., Hertz E., Zorin M. Modeling the effect of wheeled tractors and skidded timber bunches on forest soil compaction // Journal of Applied Engineering Science. 2021. Т. 19. № 2. С. 439–447.

19. Бурмистрова О.Н., Просужих А.А., Хитров Е. Г., Куницкая О.А., Лунева Е.Н. Теоретические исследования производительности форвардеров при ограничениях воздействия на почвогрунты // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2021. № 3 (381). С. 101–116.

20. Хитров Е. Г., Хахина А.М., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Никифорова А.И. Расчет тяговосцепных свойств колесных лесных машин с использованием WES-метода // Лесотехнический журнал. 2016. Т. 6, № 3 (23). С. 196–202.

21. Анисимов Г.М., Григорьев И.В., Жукова А.И. Экологическая эффективность трелевочных тракторов. — СПб.: СПб ГЛТА, 2006. — 352 с.

22. Цвей А.Ю. Лекции с примерами расчета по специальному курсу строительной механики. — М.: МДИ, 2014. — 97 с.

* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.

* The work was carried out within the framework of the scientific school «Innovative developments in the field of the logging industry and forestry» of the Arctic State Agrotechnological University. The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/

Известные математические модели для расчета показателей взаимодействия движителей лесных машин с почвогрунтами используют в качестве основных физико-механических характеристик опорной поверхности: модуль деформации E, удельное сцепление C, угол внутреннего трения φ и толщина слоя H [1-8], пример значения которых представлен в табл. 1.

Для лесных почвогрунтов, а также супесей, суглинков и глин существуют тесные корреляции характеристик сопротивления сдвигу C и φ, а также толщины Hпочв, с модулем E. Уравнения, позволяющие определять C, φ, H при заданном значении E, существенно сокращают объем данных, необходимых для реализации математических моделей.

Аппроксимируем данные табл. 1 линейными функциями модуля E, тогда:

обе приближенные формулы отличаются высокими коэффициентами детерминации R2 > 0,8.

Дополнительно сопоставим толщину слоя Hпочв и модуля E.

В результате аппроксимации получим линейную функцию:

не отличающуюся высоким коэффициентом R2 .

По табл. 1 можно отметить, что Hпочв находится в пределах 30-40 см, что превосходит удвоенную ширину пятна контакта b (на начальном этапе формирования колеи, в ходе которого происходит сжатие верхнего слоя почвогрунта, связанное с шириной трака гусеницы bтр). Таким образом, при моделировании можно принять мощность сжимаемого слоя опорной поверхности по условию [9]:

Для Цитирования:
Дьяченко В.М., Марков В.А., Должиков И.С., Гурьев А.Ю., Новгородов Д.В., Новиков М.С., Теоретические предпосылки к снижению негативного воздействия движителей лесных машин на почвогрунты районов Крайнего Севера*. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: