На современном этапе развития мировой экономики объективным следствием развития процессов международной специализации и международной кооперации производства является значительное увеличение товарообмена между странами. На практике в последние десятилетия объем внешней торговли товарами рос опережающими темпами относительно роста производства. В то время как мировой ВВП с 1960 по 2021 г. вырос в 64 раза, экспорт товаров — в 145 раз1, что, по мнению авторов, обусловлено преимущественно следующими факторами:
• влиянием процессов глобализации мировой экономики во второй половине XX — начале XXI в. (так, если доля мирового экспорта товаров в мировом ВВП в 1960 г. составляла около 9 %, то уже к 2000 г. — 19 %)2;
• активным развитием на базе международного разделения труда (далее — МРТ) процессов международной производственной специализации и международной производственной кооперации;
• стремительным включением в процессы МРТ развивающихся стран (в особенности стран ЮгоВосточной Азии);
• деятельностью транснациональных компаний (на настоящий момент количество ТНК составляет около 80 тыс., таким образом, их количество в мире с конца 50-х гг. XX в. увеличилось в 16 раз. По данным ЮНКТАД, около 70 % мировой торговли приходится на деятельность ТНК, при этом 40 % — на торговлю внутри самих ТНК, которая осуществляется посредством трансфертного ценообразования)3. На современном этапе производство и движение до 2/3 мирового ВВП, а также более 4/5 патентов и лицензий на ноу-хау, технологии, технику контролируют именно ТНК4.
В данных условиях для большинства стран развитие внешнеторговой деятельности стало существенным фактором обеспечения экономического роста. Важным для социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в целом становится участие страны в глобальных производственных цепочках. При этом остается открытым вопрос о степени такого участия, его условиях и принципах, необходимое состояние которых достигается во многом за счет применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, комплекс которых во многом и определяет внешнеторговую политику государства.