Статья поступила 01.05.2024.
Мартин Хайдеггер рассматривает феноменологию как метод философского познания и как его предмет, выстраивая исследование и того, и другого в контексте собственной программы фундаментальной онтологии и в ходе критики трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля. Теология же оказывается в принципе за пределами философии в качестве одной из позитивных наук о фактах, или сущем, принципиально отличающихся от науки о бытии.
Феноменология как метод исследования всякого сущего в контексте его бытия есть парафраз идеи Гуссерля о том, что всякое сущее не может быть исследовано в его истине как таковое, но должно быть понято и описано в его сущности в результате ее усмотрения как корреляции со способом этого усмотрения, или данности. Такой ход был итогом радикального сомнения в бытии сущего, в результате чего выяснилось, что это бытие может быть с очевидностью определено как мышление, или осознание, отдание отчета в том, что что-либо есть, то есть мыслится. Здесь нет необходимости воспроизводить аргументацию Рене Декарта и ее интерпретацию Эдмундом Гуссерлем в его концепции эпохи и феноменологических редукций, а также критику этих аргументов. Итог обсуждения их сводится к тому, что, как бы ни сомневались различные философы в том, что феноменологическая очевидность имеет право претендовать на окончательную истину, никакой иной очевидности вообще невозможно предположить и обосновать, и в том числе, конечно же, претензию фундаментальной онтологии.
Мартин Хайдеггер рассматривал бытие сущего также в контексте своеобразной субъективности, называя эту субъективность различными мудрыми терминами экзистенциального толка и полагая ее принципиальное несовпадение с объективным сущим. Экзистенция как бытие такого сущего, которое задает вопрос об этом бытии (то есть дазайн-сущего), оказывается наделенной различными свойствами, или энергиями, такими как забота, страх, бытие к смерти, заброшенность, понимание, истолкование, время и т.д. Среди них оказывается даже сознание, но оно теперь находится на вторых ролях, становясь производным по отношению к более фундаментальным структурам бытия. Таким образом, термин «феноменология» оказывается в словаре Мартина Хайдеггера только метафорой гуссерлевских построений. Сама суть феномена как эйдетическая форма явления явленного в фундаментальной онтологии испаряется и становится не явлением, то есть дескрипцией и представлением, но бытием сущего, антропологически и психологически случайным.