По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 801.731 DOI:10.33920/nik-01-2407-03

Теология как наука о сущем и философия как наука о бытии в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

В статье речь идет о проекте осмысления трансцендентной реальности, предпринятого в рамках феноменологии. Показано, что феноменологическая редукция, оставляющая за пределами очевидности все типы предметов сознания и все типы сущего, если они не раскрывают свой смысл в рамках феноменальной данности себя опыту, принципиально не позволяет говорить о трансцендентном. Это обстоятельство обнаруживает ограниченность феноменологии и необходимость ее дополнения различными онтологическими и гносеологическими конструкциями, такими как позитивные науки, теология, теория предметов, онтология идеальных предметов и т.п. В статье продемонстрирован проект такого дополнения: фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Мартин Хайдеггер показывает, что феноменология в формате фундаментальной онтологии дазайн имеет преимущество перед теологией, поскольку выступает наукой о бытии, а теология — всего лишь наукой о сущем, а именно об одном из его видов — историческом откровении. Оказывается, что этот проект разводит феноменологию и теологию как основание для любых позитивных исследований, включая теологические, и тем самым не позволяет говорить о феноменологическом исследовании трансцендентного. Таким образом, показано, что феноменологическая философия и теология принципиально несовместимы.

Литература:

1. Паткуль А.Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. — СПб.: Наука, 2010. — 810 с.

2. Heidegger M. Phänomenologie und Theologie. — Frankfurt a. M., 1970. — S. 13–33.

1. Patkul' A.B. (2010) Ideja filosofii kak nauki o bytii v fundamental'noj ontologii Martina Hajdeggera [The Idea of Philosophy as a Science of Being in the Fundamental Ontology of Martin Heidegger]. SPb.: Nauka. 810 p. (In Russian.)

2. Heidegger M. (1970) Phänomenologie und Theologie [Phenomenology and theology]. Frankfurt a. M., 1970, S. 13–33. (In German.)

Статья поступила 01.05.2024.

Мартин Хайдеггер рассматривает феноменологию как метод философского познания и как его предмет, выстраивая исследование и того, и другого в контексте собственной программы фундаментальной онтологии и в ходе критики трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля. Теология же оказывается в принципе за пределами философии в качестве одной из позитивных наук о фактах, или сущем, принципиально отличающихся от науки о бытии.

Феноменология как метод исследования всякого сущего в контексте его бытия есть парафраз идеи Гуссерля о том, что всякое сущее не может быть исследовано в его истине как таковое, но должно быть понято и описано в его сущности в результате ее усмотрения как корреляции со способом этого усмотрения, или данности. Такой ход был итогом радикального сомнения в бытии сущего, в результате чего выяснилось, что это бытие может быть с очевидностью определено как мышление, или осознание, отдание отчета в том, что что-либо есть, то есть мыслится. Здесь нет необходимости воспроизводить аргументацию Рене Декарта и ее интерпретацию Эдмундом Гуссерлем в его концепции эпохи и феноменологических редукций, а также критику этих аргументов. Итог обсуждения их сводится к тому, что, как бы ни сомневались различные философы в том, что феноменологическая очевидность имеет право претендовать на окончательную истину, никакой иной очевидности вообще невозможно предположить и обосновать, и в том числе, конечно же, претензию фундаментальной онтологии.

Мартин Хайдеггер рассматривал бытие сущего также в контексте своеобразной субъективности, называя эту субъективность различными мудрыми терминами экзистенциального толка и полагая ее принципиальное несовпадение с объективным сущим. Экзистенция как бытие такого сущего, которое задает вопрос об этом бытии (то есть дазайн-сущего), оказывается наделенной различными свойствами, или энергиями, такими как забота, страх, бытие к смерти, заброшенность, понимание, истолкование, время и т.д. Среди них оказывается даже сознание, но оно теперь находится на вторых ролях, становясь производным по отношению к более фундаментальным структурам бытия. Таким образом, термин «феноменология» оказывается в словаре Мартина Хайдеггера только метафорой гуссерлевских построений. Сама суть феномена как эйдетическая форма явления явленного в фундаментальной онтологии испаряется и становится не явлением, то есть дескрипцией и представлением, но бытием сущего, антропологически и психологически случайным.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Теология как наука о сущем и философия как наука о бытии в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Вопросы культурологии. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: