По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Теневой театр в музейной практике

Мария Бохан Тверской Государственный объединенный музей
Ключевые слова:

Уже третий сезон в Детском музейном центре Тверского государственного объединенного музея работает Студия теневого театра «Королевство теней». Накопленный опыт позволяет автору статьи делать обобщения об использовании этого удивительного жанра театрального искусства в музейной практике.

Сама природа теневого театра подразумевает его пограничное положение. Он находится на перекрестке больших «магистральных» направлений искусства — драматического и кукольного театров, литературы и ретроанимации, старинного искусства силуэтов и современных возможностей графики. Уступая возможностям анимации в динамике движения, театр теней имеет ту же обворожительную притягательность, что и его «старший брат» — драматический театр. Он сиюминутен, свеж и обладает неповторимостью момента, «настоящестью», тогда как анимация, видеозаписи и кинематограф, при всем к ним почтении, всетаки являются «консервами времени». Именно эту вовлеченность зрителя в действие, живое сопереживание и соигру и стоит использовать как один из самых сильных приемов музейной педагогики.

Задумывая музейную студию теневого театра, мы выбрали направление углубленной художественной работы с детьми. Конечно, можно было взять курс на подготовку спектаклей, и такая идея первоначально у нас была. Но действительность несколько скорректировала радужные планы. Полноценный спектакль, уровнем чуть выше самодеятельности — это всегда продукт согласованной работы целой команды специалистов. Это работа со светом и звуком, с актерами — маленькими и большими, это всегда и режиссерские поиски. Это необходимость решения вопросов авторских прав на музыку, на литературный первоисточник и визуальное художественное решение. И все это надо делать, имея в виду специфику не только самого теневого театра, но и музейной студии. Некоторые моменты стоит упомянуть особо.

Особенность теней состоит в том, что они строго двухмерны, их линейное движение ограничено: вправо-влево, вверх-вниз. А поле действия не выходит за рамки белого прямоугольника экрана. Визуальные эффекты в тенях в принципе возможны, но для них нужны специальные технические приспособления — иногда самодельные, а иногда высокотехнологичные мультимедиа. При этом всегда есть риск уйти от строгой стилистики теней в цветность и начать (пусть невольно) соперничать с мультипликацией. Тем более, в ней существует технология так называемых «перекладок», несколько сходная с теневым театром. Но мультипликация, даже такая ограниченная, может более вольно играть с разными планами, с иллюзией движения, меняющимся фоном. А в теневом театре каждая лишняя кукла, каждая деталь декорации требует своего места (которого за ширмой и так кот наплакал) и тормозит темп показа, создает дополнительные сложности. Кроме того, лаконичность силуэта не выдерживает долгого показа, зрительное внимание утомляется и рассеивается.

Для Цитирования:
Мария Бохан, Теневой театр в музейной практике. Музей. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: