Директор Центра Екатерина Шугрина обратила внимание на то, что вопросы формирования и развития агломераций обсуждают преимущественно экономисты, эконом-географы, управленцы. Поэтому данная экспертная дискуссия — попытка привлечь внимание юристов к этой проблематике.
В условиях отсутствия федерального закона, регулирующего особенности формирования, развития агломераций, пробел восполняется путем принятия соответствующих законов субъектами РФ. По данным, озвученным в декабре 2018 года в Совете Федерации, в настоящее время в 16 субъектах РФ такие законы есть. В качестве примера выступающая привела законы Томской и Белгородской областей о развитии агломераций; Нижегородской области и Приморского края о перераспределении полномочий и Республики Удмуртия о развитии Ижевска и его пригорода.
Причем уже стала формироваться судебная практика, когда одна и та же территория имеет разный статус. Такая ситуация возникла во Владивостоке, где возникла коллизия регионального закона об агломерации и федерального закона о свободном порте Владивосток. Подобные противоречия и возможные конфликты интересов необходимо регулировать на федеральном уровне.
Участники дискуссии обсудили вопрос о наличии у субъектов РФ права осуществления опережающего регулирования в отсутствие федерального законодательства. Именно эта проблема возникла в Челябинской области на основании обращения органов прокуратуры: принятый закон был отозван до его подписания губернатором.
Главный советник Департамента государственно-правового управления Президента РФ Кирилл Фролов высказал мнение об уязвимости такой позиции, поскольку по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ могут осуществлять опережающее правовое регулирование. Доцент кафедры конституционного и муниципального права Ольга Баженова, соглашаясь с приведенной позицией, отметила, что вопросы агломерационного развития неизбежно затрагивают вопросы организации местного самоуправления, градостроительной деятельности, поэтому при принятии решения о правомерности наличия соответствующего закона на уровне субъекта РФ необходимо в первую очередь оценить содержание закона.