Внешняя торговля является одним из важнейших направлений экономики России. Доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) традиционно занимают высокую долю в доходной части федерального бюджета страны. До 2022 г. эти доходы преимущественно обеспечивались за счет экспорта российских товаров на мировые рынки [1].
По состоянию на первое полугодие 2023 г. российский экспорт все еще превышает импорт товаров в Россию. Однако наблюдается тенденция к сокращению объемов экспорта при одновременном увеличении объемов импорта. Так, в первом полугодии 2023 г. объемы российского экспорта снизились на 32 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., а объемы импорта товаров в Россию выросли более чем на 18 % [2]. Несмотря на все еще положительное сальдо торгового баланса, в первом полугодии 2023 г. зафиксировано его снижение почти на 70 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. (табл. 1).
Данная тенденция обусловлена потерей российскими экспортерами западных рынков в силу действия антироссийских санкций, а также развитием параллельного импорта иностранных товаров в Россию.
С точки зрения страновой структуры внешняя торговля России также претерпевает серьезные изменения. Если ранее, до 2022 г., основными торговыми партнерами России считались страны Евросоюза, то в 2022–2023 гг. лидерство перешло к Китаю и Турции. В российском импорте больше всего снизились доли таких стран, как Германия, США, Япония, Франция и Италия [3].
Особенно впечатляет рост объемов импорта китайских товаров в Россию. В 2022 г. китайский импорт вырос более чем на 30 %, превысив 180 млрд долл. США. Около 40 % китайского импорта в Россию приходится на машины и оборудование (рис. 1).
Несмотря на положительную динамику развития внешней торговли России и Китая, можно также выделить некоторые затруднения [4]:
• резкое увеличение торгового дефицита Китая в двусторонней торговле (рост в 3 раза);
• увеличение количества торговых барьеров со стороны России (вывозные пошлин на сельскохозяйственные товары и другие ограничения экспорта, антидемпинговые пошлины);