Коренные политические и социально-экономические преобразования, которые проводятся в стране на рубеже XX–XXI веков, потребовали вдумчивого анализа политики государства в области образования, в том числе высшего. В рамках этого актуальность работы определяется тем, что образование, в том числе высшее, являясь основой сохранения и развития интеллектуального потенциала нации, требует вдумчивой государственной политики как основы для реализации стратегических интересов государства. Высшее образование в настоящее время становится основой инновационного экономического развития и все больше выполняет политикообразующую функцию (задавая стратегии дальнейшего развития государства). Интеграция системы высшего образования Российской Федерации в международное образовательное пространство (при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы) и ориентация на создание научно-образовательных центров должны стать ведущим направлением, важнейшим принципом государственной образовательной политики.
В настоящее время в работах российских исследователей особое внимание уделяется изучению перспектив развития государственной общественной системы управления образованием для создания нормативноперспективной модели принятия решений в сфере образования, что позволит сформировать ряд проектов и рекомендаций, предназначенных властным структурам, по совершенствованию образовательной политики.
Многие исследователи, занимающиеся подобной проблематикой, все чаще отмечают, что процесс формирования и принятия в сфере образования политических решений сопровождается борьбой двух тенденций: ведомственно-бюрократической и публично-политической.
Серьезными изъянами данного процесса становятся закрытый бюрократический стиль разработки подзаконных актов, ведомственный характер конкурсов и экспертиз, необдуманность и формальный характер обсуждения документов педагогической общественностью, отказ государственных структур в центре и на местах от сотрудничества с научным сообществом. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что в настоящее время в России необходима модернизация государственного характера управления образованием путем формирования органов, представляющих интересы вузов, общественного сообщества (заинтересованных лиц, таких как учащиеся, родители), попечительских советов на всех государственных уровнях. А юридически закрепленные права органов общественного участия в принятии решений позволят включить в нормотворческий процесс гражданское общество.