По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.341

Тенденции инновационного развития современной системы высшего образования в России

Владимир Анатольевич Котельников канд. пед. наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России, E-mail: inform@national.ru

Автором статьи приведен анализ государственной политики в области образования, что позволило прийти к выводу о том, что осуществление данной деятельности необходимо для достижения уровня конкурентоспособности государства на международной арене. Институт образования в России — это сложная, исторически сложившаяся, но не лишенная внутренних противоречий система, которая является не только общественно-политическим институтом, но и ключевым элементом культуры и государства. Рассмотрены основные тенденции инновационного развития современного образования в нашей стране.

Литература:

1. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. — 2000. — № 6. — С. 20–30.

2. Лазарев B. C., Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. — М.: ИД «Пригородные вести», 2007. — 372 с.

3. Меркулов П. А., Малик Е. Н., Мельников А. В. Государственная политика в России: от теории к практике. Научная монография. — Орёл, 2016. — 396 с.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / подгот. А. И. Турчинов // Образование и общество. — 2016. — № 1 (60). — С. 4–6.

Коренные политические и социально-экономические преобразования, которые проводятся в стране на рубеже XX–XXI веков, потребовали вдумчивого анализа политики государства в области образования, в том числе высшего. В рамках этого актуальность работы определяется тем, что образование, в том числе высшее, являясь основой сохранения и развития интеллектуального потенциала нации, требует вдумчивой государственной политики как основы для реализации стратегических интересов государства. Высшее образование в настоящее время становится основой инновационного экономического развития и все больше выполняет политикообразующую функцию (задавая стратегии дальнейшего развития государства). Интеграция системы высшего образования Российской Федерации в международное образовательное пространство (при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы) и ориентация на создание научно-образовательных центров должны стать ведущим направлением, важнейшим принципом государственной образовательной политики.

В настоящее время в работах российских исследователей особое внимание уделяется изучению перспектив развития государственной общественной системы управления образованием для создания нормативноперспективной модели принятия решений в сфере образования, что позволит сформировать ряд проектов и рекомендаций, предназначенных властным структурам, по совершенствованию образовательной политики.

Многие исследователи, занимающиеся подобной проблематикой, все чаще отмечают, что процесс формирования и принятия в сфере образования политических решений сопровождается борьбой двух тенденций: ведомственно-бюрократической и публично-политической.

Серьезными изъянами данного процесса становятся закрытый бюрократический стиль разработки подзаконных актов, ведомственный характер конкурсов и экспертиз, необдуманность и формальный характер обсуждения документов педагогической общественностью, отказ государственных структур в центре и на местах от сотрудничества с научным сообществом. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что в настоящее время в России необходима модернизация государственного характера управления образованием путем формирования органов, представляющих интересы вузов, общественного сообщества (заинтересованных лиц, таких как учащиеся, родители), попечительских советов на всех государственных уровнях. А юридически закрепленные права органов общественного участия в принятии решений позволят включить в нормотворческий процесс гражданское общество.

Для Цитирования:
Владимир Анатольевич Котельников, Тенденции инновационного развития современной системы высшего образования в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: