Налоги являются важнейшим источником формирования бюджета Российской Федерации, следовательно, повышение их собираемости — приоритетная задача государства. Однако, кроме повышения сумм налоговых поступлений, налоги также наделены социальной функцией, заключающейся в сокращении неравенства распределения доходов. Налог на доходы физических лиц имеет большой удельный вес во взимаемых налогах, то есть большую значимость для формирования ресурсов государства. Многие экономисты и политические деятели характеризуют применяемую в России плоскую шкалу налога на доходы физических лиц как несостоятельную, не способную эффективно выполнять функции налога. В то же время введение прогрессивной шкалы чревато сложно прогнозируемыми последствиями.
Цель исследования: определение тенденций, перспектив и актуальности реформирования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.
Задачи исследования: рассмотрение предложения по «настройке» современной налоговой системы и выявление недостатков и преимуществ перехода к прогрессивной шкале налогообложения по налогу на доходы физических лиц на примере внесенного на рассмотрение Государственной Думой законопроекта от 28.03.2018 № 427315–7.
Изучены нормативные правовые акты, как действующие, так и находящиеся на рассмотрении Государственной Думой; научные труды отечественных экономистов в области изучения изменения ставки налога или шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц и зарубежного опыта по аналогичному налогу. В качестве основных методов для исследования были использованы общенаучные методы: анализ, в частности метод статистического анализа; синтез; системный метод; моделирование и обобщение теоретических аспектов.
Современная налоговая система Российской Федерации подвергается значительным изменениям. Начало было положено Владимиром Владимировичем Путиным, выступившим 1 декабря 2016 года с Посланием Федеральному Собранию в Московском Кремле о «настройке налоговой системы» [13]. Инициатива подразумевала разработку комплекса процедур по оптимизации имеющейся системы без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщика. В то время как в отношении одного из самых дискутируемых как обществом, так и Правительством Российской Федерации налогов — налога на доходы физических лиц не были приняты значительные изменения, реформированию подверглась ставка налога на добавленную стоимость [2].