По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Тенденции и перспективы реформирования налогообложения доходов физических лиц

Калачева Ольга Николаевна канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: kalatcheva.on@rea.ru
Разина Ирина Ивановна помощник бухгалтера, ООО «РЕМОНТ ХОЛОДА ТРЕЙД», 109469, Москва, Перервинский б-р, д. 27. E-mail: daith@inbox.ru

Статья посвящена рассмотрению основных проблем сложившейся системы налогообложения по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации. Также изучены причины актуальности реформирования данного налога и предложения по «настройке» налоговой системы, касающейся налога на доходы физических лиц, которые подверглись анализу. Определены целесообразность перехода к прогрессивной шкале налогообложения и пути повышения эффективности выполнения функций налога.

Литература:

1. Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона о минимальном размере оплаты труда» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Проект федерального закона № 427315-7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/427315-7 (дата обращения: 04.11.2018).

4. Аксенова А.А. Налог на доходы физических лиц: европейская практика администрирования налога // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — Вып. 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://naukovedenie.ru (дата обращения: 03.11.2018).

5. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 02.11.2018).

6. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Справедливый принцип прогрессивной шкалы по налогу на доходы // Финансы и кредит. — 2015. — Т. 21, вып. 43. — С. 15–25 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fi n-izdat.ru (дата обращения: 03.11.2018).

7. Государственные финансы // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 04.11.2018).

8. Долженков А. Прогрессивная шкала будет работать только вместе с вычетами // Эксперт. — 2018. — Вып. 12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert. ru (дата обращения: 03.11.2018).

9. Захаров В.К. Влияние прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц на благополучие стран мира [Текст] / В.К. Захаров, Е.И. Голикова // Уровень жизни населения регионов России. — 2015. — № 1 (195). — С. 136–161.

10. Какую экономическую программу раскрыли власти на ПМЭФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 05.11.2018).

11. Медведев заявил об отсутствии планов отказа от плоской шкалы НДФЛ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 04.11.2018).

12. Пансков В.Г. Налоговые инструменты подъема российской экономики в условиях экономического кризиса // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3. — С. 24–30 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.fa.ru (дата обращения: 03.11.2018).

13. Путин предложил подготовить идеи по «настройке» налоговой системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 02.11.2018).

14. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.11.2018).

15. Силуанов выступил за сохранение плоской шкалы подоходного налога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 03.11.2018).

16. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 04.11.2018).

17. СМИ узнали о «достигнутом консенсусе» в вопросах повышения НДФЛ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 04.11.2018).

References

1. Federal Law «On Amendments to Article 1 of the Federal Law on the Minimum Wage» dated December 19, 2016 № 460-FL // ATP Consultant Plus.

2. Federal Law of 03.08.2018 № 303-FL // ATP Consultant Plus.

3. Bill № 427315-7 [Electronic resource]. — Access mode: http://sozd.parliament.gov.ru/ bill/427315-7 (accessed: 04.11.2018).

4. Aksyonov A.A. Personal Income Tax: European Tax Administration Practice // Naukovedenie Internet Journal. — 2014. — Edition 3 [Electronic resource]. — Access mode: https://naukovedenie.ru (accessed: 03.11.2018).

5. Analytical certifi cate of admission to the Federal Tax Service [Electronic resource]. — Access mode: https://www.nalog.ru (accessed: 02.11.2018).

6. Akhmadeev R.G., Kosov M.E. A Just Principle of the Progressive Scale of Income Tax // Finance and Credit Journal. — 2015. — vol. 21, № 43. — P. 15–25 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.fi n-izdat.ru (accessed: 03.11.2018).

7. Government Finance // Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — Access mode: http://www.gks.ru (accessed: 04.11.2018).

8. Dolzhenkov A. The progressive scale will work only with deductions // Expert magazine. — 2018. — Edition 12 [Electronic resource]. — Access mode: http://expert. ru (accessed: 03.11.2018).

9. Zakharov V.K. The infl uence of the progressiveness scale of income tax at the wellbeing of countries of the world [Text] / V.K. Zakharov, E.I. Golikova // Living Standard of the Population of Russian Regions. — 2015. — № 1 (195). — p. 136–161.

10. What economic program have the authorities disclosed at the SPIEF [Electronic resource]. — Access mode: https://www.rbc.ru (accessed: 05.11.2018).

11. Medvedev stated that there are no plans to abandon the fl at scale of income tax [Electronic resource]. — Access mode: https://www.rbc.ru (accessed: 04.11.2018).

12. Panskov V.G. Tax tools for the rise of the Russian economy in the context of the economic crisis // Innovative development of the economy. — 2016. — № 3. — P. 24–30 [Electronic resource]. — Access mode: http://elib.fa.ru (accessed: 03.11.2018).

13. Putin proposed to prepare ideas of the «setting up» of the taxation system [Electronic resource]. — Access mode: https://www.rbc.ru (accessed: 02.11.2018).

14. Distribution of total cash income by 20 percent population groups and main indicators of socio-economic diff erentiation // Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — Access mode: http://www.gks.ru (accessed: 05.11.2018).

15. Siluanov spoke in favor of maintaining a fl at income tax scale [Electronic resource]. — Access mode: https://www.rbc.ru (accessed: 03.11.2018).

16. The system of legislative support [Electronic resource]. — Access mode: http://sozd. duma.gov.ru (accessed: 04.11.2018).

17. The media learned about the «consensus reached» in raising income tax [Electronic resource]. — Access mode: https://www.rbc.ru (accessed: 04.11.2018).

Налоги являются важнейшим источником формирования бюджета Российской Федерации, следовательно, повышение их собираемости — приоритетная задача государства. Однако, кроме повышения сумм налоговых поступлений, налоги также наделены социальной функцией, заключающейся в сокращении неравенства распределения доходов. Налог на доходы физических лиц имеет большой удельный вес во взимаемых налогах, то есть большую значимость для формирования ресурсов государства. Многие экономисты и политические деятели характеризуют применяемую в России плоскую шкалу налога на доходы физических лиц как несостоятельную, не способную эффективно выполнять функции налога. В то же время введение прогрессивной шкалы чревато сложно прогнозируемыми последствиями.

Цель исследования: определение тенденций, перспектив и актуальности реформирования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

Задачи исследования: рассмотрение предложения по «настройке» современной налоговой системы и выявление недостатков и преимуществ перехода к прогрессивной шкале налогообложения по налогу на доходы физических лиц на примере внесенного на рассмотрение Государственной Думой законопроекта от 28.03.2018 № 427315–7.

Изучены нормативные правовые акты, как действующие, так и находящиеся на рассмотрении Государственной Думой; научные труды отечественных экономистов в области изучения изменения ставки налога или шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц и зарубежного опыта по аналогичному налогу. В качестве основных методов для исследования были использованы общенаучные методы: анализ, в частности метод статистического анализа; синтез; системный метод; моделирование и обобщение теоретических аспектов.

Современная налоговая система Российской Федерации подвергается значительным изменениям. Начало было положено Владимиром Владимировичем Путиным, выступившим 1 декабря 2016 года с Посланием Федеральному Собранию в Московском Кремле о «настройке налоговой системы» [13]. Инициатива подразумевала разработку комплекса процедур по оптимизации имеющейся системы без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщика. В то время как в отношении одного из самых дискутируемых как обществом, так и Правительством Российской Федерации налогов — налога на доходы физических лиц не были приняты значительные изменения, реформированию подверглась ставка налога на добавленную стоимость [2].

Для Цитирования:
Калачева Ольга Николаевна, Разина Ирина Ивановна, Тенденции и перспективы реформирования налогообложения доходов физических лиц. Бухучет в строительных организациях. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: