Экскаваторы с телескопической стрелой обязаны своим появлением автомобилям. Первые строительные машины такого типа были изготовлены в США во время Второй мировой войны специально для строительства дорог. В пятидесятые годы ХХ века в Америке началась бурная автомобилизация населения. Как следствие — активное строительство дорог. Пошли заказы на телескопические экскаваторы-планировщики, что помогло им занять свою нишу на рынке.
В нашей стране первые такие машины появились, по-видимому, в начале 80-х годов прошлого века. Советский Союз тогда много всего строил. Известность получили экскаваторы на полноприводных шасси фирмы Tatra из братской Чехословакии. Своих планировщиков у нас не было.
Что касается упомянутых машин, то автомобильное шасси делалось в Чехии, а экскаваторная надстройка — в Словакии на заводе, который тогда назывался ZTS. Чехословакия давно распалась на два государства, но производство машин сохранилось. В государствах, появившихся после распада Советского Союза, к производственным предприятиям отнеслись, к сожалению, не так бережно.
Сейчас словацкая фирма называется CSM Tisovec и выпускает экскаваторы под маркой UDS. Однако не обходится без ошибок. Часто приходится встречать объявления типа: «Продается экскаватор-планировщик UDS (Словения)». Вообще-то, Словения и Словакия — разные страны. Ошибки случаются, по-видимому, из-за того что на местном языке пишут Slovenská Republika. По-нашему это — Словакия.
Технику наши братья славяне выпускают надежную. В нашей стране публикуются объявления о продаже работоспособных подержанных UDS пятнадцати- и даже двадцатилетнего возраста. Сейчас основная продукция предприятия — различные модификации экскаватора-планировщика UDS 214 на трехосном полноприводном шасси Tatra Т815. Некоторые из них имеют функцию управления движения автомобилем из кабины экскаватора. Выносные опоры можно тоже выдвигать, не выходя из операторской кабины. Машины имеют полноповоротную верхнюю часть надстройки. Механизм управления рабочим инструментом обеспечивает его откидывание на 145°, а поворотная головка вращает ковш в обоих направлениях на 360° без ограничений. При необходимости возможна быстрая смена различного навесного оборудования. Кстати, эти экскаваторы служат в армиях стран НАТО.