По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2402-05

Текущие организационно-правовые и землеустроительные действия при передаче муниципалитетам прав на невостребованные земельные доли (на примере муниципалитетов Саратовской области)

Липски С.А. врио проректора по научной работе, заведующий кафедрой земельного права, д-р экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва
Алексеева Я.А. юрисконсульт юридического отдела правового управления, ассистент кафедры земельного права, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва

Цель статьи — рассмотреть организационно-правовые и землеустроительные вопросы, связанные с действиями органов местного самоуправления в отношении невостребованных земельных долей. Приведены конкретные примеры их работы в муниципалитетах Саратовской области, указано на возникшие при этом проблемы, в т. ч. при последующем формировании участков в счет таких долей. Дана позитивная оценка вступающим в силу с 2025 г. новым правилам, согласно которым произойдет одномоментный переход во внесудебном порядке всех таких долей в муниципальную собственность. Указано, что для обеспечения этого процесса нужно оперативно обновить всю систему законодательства о землеустройстве, а также внедрить современные цифровые землеустроительные технологии.

Литература:

1. Адаменко А.П. и др. Актуальные проблемы предпринимательского, корпоративного, экологического и трудового права: монография. — М.: РГ-Пресс, 2019. — Т. 2. — 608 с.

2. Вершинин В.В., Липски С.А. О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мерах по его воспроизводству // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2017. — № 6. — С. 14–17.

3. Вершинин В.В., Петров В.А. Совершенствование механизмов вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. — № 5. — С. 9–11.

4. Волков С.Н. и др. Землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2022. — № 3 (387). — С. 220–225.

5. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2018. — 344 с.

6. Геоинформационные технологии в мониторинге и использовании земельных ресурсов / А.Ж. Батыкова и др. — Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. — 156 с.

7. Липски С.А. Земельные доли в сельскохозяйственном землепользовании постсоветской России: возникновение, трансформация их статуса, текущие проблемы и пути их решения: монография. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2020. — 320 с.

8. Липски С.А. К вопросу о решении проблемы невостребованных земельных долей путем их признания муниципальной собственностью // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2018. — № 4. — С. 56–59.

9. Организационно-экономические механизмы вовлечения в оборот, использования и охраны сельскохозяйственных земель: монография / Под научн. ред. В.Н. Хлыстуна и А.А. Мурашевой. — М.: ФГБОУ ВО «ГУЗ», 2020. — 568 с.

10. Папаскири Т.В. Землеустроительное проектирование и землеустройство на основе автоматизации: проблемы и решения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 8 (127). — С. 10–15.

11. Папаскири Т.В. Информационное обеспечение современного землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2011. — № 5 (77). — С. 29–40.

12. Папаскири Т.В. О концепции цифрового землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 11 (166). — С. 5–17.

13. Папаскири Т.В., Липски С.А. 20‑летний опыт применения норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ключевые землеустроительные аспекты реализации его положений в текущих условиях // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2023. — № 4. — С. 314–318.

14. Румянцев Ф.П. Невостребованные земельные доли как выморочное имущество, проблемы наследования в публичную собственность // Нотариус. — 2018. — № 3. — С. 39–41.

15. Румянцев Ф.П. О судьбе невостребованных земельных долей // Хозяйство и право. — 2012. — № 5. — С. 111–115.

16. Румянцев Ф.П. Появление «реверсной» земельной собственности как результат современной государственной земельной политики // Политика, государство и право. — 2015. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2476.

17. Савенко Г.В. Невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления? // Реформы и право. — 2013. — № 3. — С. 41.

18. Хлыстун В.Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: монография. — М.: ФГБОУ ВО «ГУЗ», 2020. — 296 с.

Бесспорность принадлежности тех или иных сельхозземель, как и степень их землеустроенности, во многом определяет эффективность (а порой — и возможность) их использования [2, 3, 5]. С учетом этого нельзя игнорировать тот факт, что практически весь постсоветский период значительная часть сельхозугодий находится в общей собственности сельского населения — в виде принадлежащих гражданам земельных долей. Сразу после приватизации этих угодий в начале 1990‑х гг. общая площадь долей превышала 114 млн га, а общее число долей (и их обладателей) достигало почти 12 млн. В последующем в результате различных процессов (выделение долей в участки, их продажа агрохозяйствам, передача невостребованных долей муниципалитетам) суммарная их площадь уменьшилась до 80 млн га (а число их обладателей — до немногим более 8 млн) [7, 18].

При этом почти пятую часть таких долей составляют так называемые «невостребованные». Конечно же, когда шла приватизация сельхозугодий, вполне допускалось, что какая‑то часть образованных тогда долей может оказаться невостребованными [9]. Но никто тогда не мог даже предположить, что по истечении нескольких десятилетий (к моменту подключения муниципалитетов к работе с ними) такой статус будет иметь почти треть долей (и приватизированной земли).

Эта проблема признавалась еще с середины 1990‑х гг. В частности, уже тогда соответствующие акты не только предусматривали факт существования таких долей, но и указывали порядок действий в отношении них. Так, в соответствии с Рекомендациями 1995 г. о распоряжении земельными долями и имущественными паями1 было установлено, что:

— если количество таких долей превышает 5 % от всех образованных долей по агрохозяйству, то комиссия, которая занималась его реорганизацией и приватизацией его сельхозугодий, продлевает срок выдачи документов на такие доли (п. 35);

— если же собственников таких долей не удавалось выявить, то эта комиссия передавала их доли реорганизованному агрохозяйству (при его согласии на это, в ином случае они передавались в местный фонд перераспределения земель), на которое возлагались функции представительства в отношении них (по правилам, предусмотренным ст. 183 Гражданского кодекса РФ). Причем сами переданные хозяйству доли по‑прежнему оставались персонифицированными — при их передаче хозяйству указывались сведения о гражданине — собственнике доли (п. 36);

Для Цитирования:
Липски С.А., Алексеева Я.А., Текущие организационно-правовые и землеустроительные действия при передаче муниципалитетам прав на невостребованные земельные доли (на примере муниципалитетов Саратовской области). Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: